Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ

Основные недостатки существующего экономического механизма - отсутствие действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, недостаточность платежей за выбросы и сбросы, за размещение отходов и использование природных ресурсов, и следовательно, невозможность финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах из-за искусственного занижения стоимости природных ресурсов (платежи за природопользование не базируются на экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий). Последнее определяет то обстоятельство, что государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не получает доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов.

Кроме того, серьезные проблемы возникают как со сбором, так и с использованием средств. Наконец, на финансировании природоохранных мероприятий отрицательно сказываются отсутствие стимулирования инвестиций природоохранного назначения и недостаточная развитость экологического страхования, отсутствие экологических фондов.

Государственная политика в этой области:

увеличение платы за природные ресурсы, доведение ее до 25-30 % от всех источников формирования доходов в доходной части федерального бюджета;

реформа институциональных отношений (разграничение полномочий, прав и обязанностей) в области собственности на природные ресурсы на федеральном и региональном уровнях;

совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов с постепенным увеличением их доли в доходной части бюджета;

расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

усиление государственного контроля за сбором и расходованием средств государственного экологического фонда;

целенаправленное выделение средств на охрану природы из сумм, получаемых в результате приватизации государственной собственности;

усиление экологической составляющей в рентных (арендных) отношениях;

совершенствование оценки природно-ресурсного потенциала территорий;

совершенствование определения компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

поддержка малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области реализации научных и образовательных программ;

включение в единую систему налогов специальных налогов на употребление экологически вредной продукции (шины, аккумуляторы, моторные масла и топливо, удобрения и пестициды, некоторые виды упаковки и т. п.);

применение залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку (например, для люминесцентных ламп, шин, аккумуляторов и т. п.);

внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для аккумуляции средств для решения экологических проблем;

возобновление работы Экологического Фонда (до 2001 года существовал Федеральный Экологический Фонд, до 2008 года Экологический Фонд РТ).

Выводы и предложения

В заключении можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходима гармонизация федерального природоохранного законодательства с международными нормами в области природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем не следует решать серьезную проблему перехода к экологически чистым технологиям только путем введения жестких экологических требований (стандартов), установленных для промышленных предприятий в развитых странах с устойчивой экономикой.

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

Существует несколько источников финансирования охраны окружающей среды: бюджетные средства, средства предприятий, и другие средства к которым относятся проекты, иностранные поступления и др.

Система платежей за природные ресурсы делится на налоговые и неналоговые платежи. Максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом. В то же время, наблюдается положительная динамика инвестиций на охрану окружающей среды с 2007 по 2009 гг.

Предусматривается взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как:

выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Сегодня население России недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческими особенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного рода исследование являе ...

Экологические проблемы озер Беларуси
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды ...

Флора лесных сообществ островной поймы реки Волги в административных границах Саратовского района
Проблема сохранения биологического разнообразия является одной из ключевых проблем глобальной экологии (Юрцев, 1991), пути к решению которой пролегают через изучение и охрану природных экос ...