Система экологического нормирования

Сегодня завершается формирование новой структуры исполнительной власти, в которой все функции, связанные с окружающей средой, собраны в системе одного министерства и подведомственных ему служб. Это важный шаг в сторону закрепления контрольных и надзорных функций за федеральным центром, что повысит ответственность чиновников в субъектах Федерации за осуществление принимаемых решений и экологических программ.

Два других направления работы связаны с развитием экологического законодательства, устранением существующих разночтений и пробелов, созданием реально работающих, востребованных на практике рыночных механизмов и инструментов реализации экологической политики.

Для начала необходимо сформировать систему экологического нормирования, без которой все экологические законы будут просто бесполезными.

Действительно, экологические законы невозможно реализовать без установления соответствующих нормативов качества окружающей среды, на основе которых можно оценить объем допустимой нагрузки на каждую конкретную территорию, посчитать, какое количество промышленных объектов можно здесь разместить, какой совокупный ущерб они наносят экосистеме, оценить риски, рассчитать адекватный этому ущербу размер экологических платежей и штрафов.

Сегодня ведомства, к полномочиям которых относится проведение экологического контроля, вместо проверки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов природоохранным требованиям и нормативам качества окружающей среды, проверяют соответствие состояния окружающей среды санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, что никак не сказывается на реальном состоянии окружающей среды, поскольку не стимулирует снижение ущерба, наносимого окружающей среде.

Более того, после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" нормативы, закрепленные в законодательстве об охране окружающей среды, нуждаются в согласовании с технологическими нормативами, увязанными с конкретными технологическими возможностями и способами производства.

Именно это направление Президент России Дмитрий Медведев выделил в качестве основного, поставив задачу подготовить соответствующий законопроект уже к 1 октября. Это именно то решение, которое позволит существенно продвинуться как в развитии природоохранного законодательства, так и в разрешении накопленных еще с советских времен экологических проблем на территориях страны.

В скором будущем своей очереди ждет еще целый ряд экологических законов. Нормативы станут точкой отсчета для развития новых рыночных механизмов реализации экологического законодательства. Это система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и ряд других экономических инструментов. В сочетании с методами экономического регулирования должны использоваться экологическая сертификация, экологический аудит, лимитирование и квотирование воздействия на окружающую среду, торговля сертифицированными единицами сэкономленной или восстановленной окружающей среды и предотвращенного экологического ущерба.

Последнее направление активно начинает развиваться в ряде лесных регионов страны. Так, в Нижегородской области реализация проекта по посадке лесов в рамках Киотского протокола обеспечила рабочими местами более 4 тысяч человек в сельской местности. А в будущем за счет продаж квот на выброс углекислого газа созданные на территории Нижегородской области углерододепонирующие насаждения позволят получать ежегодный доход до 2 миллионов долларов. Таким образом, регионы могут получить дополнительные инвестиции, доходы и новые рабочие места в сельской местности, решая при этом экологические задачи.

Также планируется провести посадку около 10 тысяч гектаров "киотских лесов" в Брянской, Орловской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской, Омской областях и Республике Марий Эл. Для создания подобных лесных комплексов в состав земель лесного фонда переводятся заброшенные земли сельскохозяйственного назначения.

Киотское соглашение - это международный документ об ограничении выбросов промышленных газов в атмосферу. Оно подразумевает, что уровень выбросов у стран-участниц в период до 2012 года не должен превысить уровень 1990 года. Россия долго колебалась, ратифицировать Протокол или нет, и в конце концов сделала это. Отчасти потому, что Киотский протокол может принести России прибыль. У страны достаточно большой запас квот, которые она могла бы продавать.

Параллельно этим направлениям предстоит подготовить и принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также разработать методики расчета экологического ущерба и определения компенсаций за вред, нанесенный окружающей среде, и установить порядок возмещения этого вреда.

Изменится и роль штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Они должны стимулировать бизнес к внедрению ресурсосберегающих "чистых" технологий и повышению эффективности производства. Мы предлагаем повысить размеры административных штрафов, возможно, даже в десять раз, поскольку очевидно, что взимаемые сегодня штрафы никак не бьют по карману загрязнителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы
Под солнечной радиацией понимается весь испускаемый Солнцем поток радиации, который представляет собой электромагнитные колебания различной длины волны. В гигиеническом отношении особый интерес предст ...

Разработка проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу для стационарного источника загрязнения
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы совреме ...

Нефтеперерабатывающие заводы — источник загрязнения атмосферы. Расчет выбросов от установки АВТ. Технологическая печь П-2
Основным энергоносителем и основным источником углеводородного сырья в России является нефть. Темпы развития нефтяной промышленности в бывшем Советском Союзе не имели аналогов в мире. В 1988 г. в Росс ...