Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республики Башкортостан

Во всем мире проблема управления твердыми бытовыми отходами является одной из самых актуальных. Россия и Башкортостан, в частности, не являются исключением. В 2011 году объем образования ТБО в республике составил, по данным природоохранных органов, 1 млн. 700 тыс. тонн. По экспертным оценкам, не менее половины этого объема потенциально пригодно к повторному использованию. Пока же более 90% отходов размещается на свалках и полигонах.

Для создания единой государственной системы обращения с отходами в республике создано ГУП «Табигат» РБ. В его ведении находятся 15 полигонов ТБО из 35, построенных за счет средств республиканского бюджета. Одним из факторов влияющих на стратегию управления ТБО любого населенного пункта являются нормы накопления отходов на одного жителя в год.

Более 70% ТБО поступает на полигоны от населения. Имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в каждом поселении отходов, можно грамотно планировать всю цепочку «сбортранспортировка-захоронение», прогнозировать объемы образования, разрабатывать долгосрочные программы развития, направленные на вторичное использование мусора.

Действующие в большинстве населенных пунктов Башкортостана нормы накопления отходов на одного жителя в год составляют не более 1,2 куб. м. Для крупных городов они должны быть несколько выше, чем для средних и малых. Однако в реальности наблюдается противоположная картина. Кроме того, по итогам исследования АКХ им. К.Д. Памфилова, норма накопления ТБО на сегодня никак не может составлять меньше двух кубометров на человека в год. Например, в Перми она равна 2,14; в Саранске - 2,12; Саратове - 2,0.

Оплата услуг по приему и захоронению мусора на полигоне базируется на расчетном, а не на фактическом количестве образующихся в жилом фонде отходов. В действительности принимается и размещается их больше, чем определено существующими нормативами. В результате услуги по приему и захоронению «неплановых» объемов не оплачиваются. В Стерлитамаке, например, нормы накопления ТБО составляют 0,994 куб. м./чел. в год. Они не пересматривались с 90-х годов, хотя уточнять их целесообразно каждые 5 лет. Это прерогатива местных органов власти. Сейчас в городе создана комиссия по определению фактической нормы накопления.

В соответствии с требованиями законодательства тарифы на услуги по размещению и утилизации ТБО устанавливаются Государственным комитетом по тарифам. Существующая практика формирования тарифов не только не стимулирует, но и делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов.

В соответствии с действующим законодательством все бремя ответственности за сбор и утилизацию ТБО лежит на муниципальных органах власти. Целесообразно разработать и ввести экологические критерии оценки их работы с отходами. В населенных пунктах сложилась многоступенчатая схема обращения с ТБО, включающая их передачу от источника образования до места размещения через вывозящее предприятие. Транспортировку обеспечивают отдельные специализированные организации. Крайне редко предприятия занимаются этим сами.

На стерлитамакском полигоне уже устанавливается специальное оборудование и программное обеспечение, позволяющее производить постоянный учет отходов не только в кубических метрах, но и в тоннах. Регистрация данных о завозимом мусоре будет происходить автоматически в компьютерной базе. Электронный учет обеспечит получение достоверной и объективной информации о происхождении и объемах отходов, сделает систему обращения с ТБО прозрачной.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Проблемы природопользования и землепользования в сельскохозяйственном производстве
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ ...

Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение - один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут послужить хорошей отрицате ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...