Общая характеристика внешней среды промышленного предприятия

Каждое промышленное предприятие в своей деятельности стремится получению большей прибыли, к стабильному и устойчивому экономическому развитию. Для такого развития предприятию нужно оптимизировать взаимодействие с окружающей (внешней) средой. Следовательно, в основе процесса стабилизации находится способность предприятия - хозяйственной системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивать тем самым жизнеспособность.

Одним из важных принципов управления процессом стабилизации является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, с целью своевременного обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Таким образом, угрозы и возможности внешней среды, с которыми сталкивается предприятие можно классифицировать по определенным областям. Назовем эти области факторами внешней среды. Они представлены на рис. 1.1.

Внешней средой является совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [5].

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Рис. 1.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. [9]

Таким образом, к внешней макросреде относятся, рассматриваемый автором данной работы, экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

При изменении качества окружающей среды промышленные предприятия в конечном итоге оказывает влияние на:

персонал промышленного предприятия;

население (условия жизни и здоровья);

окружающую природную среду региона;

объекты промышленности;

исторические и культурные памятники;

устойчивое развитие предприятия.

Устойчивое развитие промышленности должно быть идеалом 21-ого столетия. Только та экономика, которая вовремя подстраивается к требованиям изменения климата и необходимости эффективного использования энергии и ресурсов, будет стабильно процветать.

Еще статьи по экологии

Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной литературы посвященный проблеме промышле ...

Очистка сточных вод
Основные вопросы защиты окружающей среды необходимо решать на основе следующих принципов: форма и масштабы человеческой деятельности должны быть соизмеримы с запасами невозобновляемых п ...

Оценка негативного влияния работы шахты на природу
Бурное развитие промышленности во всех странах мира поставило перед человечеством острую проблему - охраны окружающей природной среды, с целью сохранения экологических систем, исторически сформировавш ...