Общая характеристика внешней среды промышленного предприятия

Каждое промышленное предприятие в своей деятельности стремится получению большей прибыли, к стабильному и устойчивому экономическому развитию. Для такого развития предприятию нужно оптимизировать взаимодействие с окружающей (внешней) средой. Следовательно, в основе процесса стабилизации находится способность предприятия - хозяйственной системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивать тем самым жизнеспособность.

Одним из важных принципов управления процессом стабилизации является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, с целью своевременного обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Таким образом, угрозы и возможности внешней среды, с которыми сталкивается предприятие можно классифицировать по определенным областям. Назовем эти области факторами внешней среды. Они представлены на рис. 1.1.

Внешней средой является совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [5].

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Рис. 1.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. [9]

Таким образом, к внешней макросреде относятся, рассматриваемый автором данной работы, экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

При изменении качества окружающей среды промышленные предприятия в конечном итоге оказывает влияние на:

персонал промышленного предприятия;

население (условия жизни и здоровья);

окружающую природную среду региона;

объекты промышленности;

исторические и культурные памятники;

устойчивое развитие предприятия.

Устойчивое развитие промышленности должно быть идеалом 21-ого столетия. Только та экономика, которая вовремя подстраивается к требованиям изменения климата и необходимости эффективного использования энергии и ресурсов, будет стабильно процветать.

Еще статьи по экологии

Последствия возникновения экологических проблем
Сегодня, практически каждый житель всей нашей зеленой планеты жалуется на различные проблемы. Кто-то сталкивается с финансовыми трудностями, у кого-то проблемы со здоровьем, но лишь редкий человек зад ...

Очистка сточных вод
Основные вопросы защиты окружающей среды необходимо решать на основе следующих принципов: форма и масштабы человеческой деятельности должны быть соизмеримы с запасами невозобновляемых п ...

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Сегодня население России недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческими особенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного рода исследование являе ...