Современные методы защиты берегов. Мировой опыт

Искусственные рифы

Первые искусственные рифы появились в начале восемнадцатого столетия. В настоящее время они есть уже в 32 странах, а в Японии, США и на Филиппинах их строительство поставлено на индустриальную основу. В некоторых случаях искусственные рифы могут использоваться как важный элемент защиты морских берегов от волн. В США существует более 100 рифов из автомобильных покрышек, которые одновременно служат нерестилищами и убежищами морским обитателям. Широкую известность получил риф «Парадис» (рай) в проливе Муррел в Южной Каролине. В 1963 году здесь было затоплено старое десантное судно, а вокруг него на песчаное дно уложено несколько сотен автомобильных шин.

Для строительства рифов использовать практически любые материалы, относительно медленно разрушающиеся в воде. Это могут быть бетонные конструкции, металлические и пластиковые модули, корпуса списанных судов, стальные сети и трубы, автомобильные покрышки, пластиковые ленты и др. Признано, что наиболее подходящим материалом являются изделия из бетона и крупный природный камень. Рифы из пористого камня созданы , например, в районе Одессы и на некоторых участках Азовского моря. Вблизи Анапы они устроены из капроновых сеток, заполненных обломками известняка. Для защиты песчаных берегов весьма эффективным способом является закрепление и наращивание дюн. Такие работы успешно проводятся, например, в районе Балтийска и на корневом участке Куршской косы. Дюны служат надежным барьером от затопления морем низменных прибрежных равнин [5].

Хорошие результаты дает управление береговыми процессами. Это регулирование вдольберегового перемещения наносов, изменение состава наносов пляжа и подводного склона, перераспределение наносов в пределах литодинамических систем, реконструкция береговой линии на основе палеографических методов и многое другое. Реставрация прошлой геологической обстановки позволяет не только понять причины и масштабы произошедших изменений берега, но и сознательно исправлять "ошибки" природы. Во многих странах защита морских берегов неотделима от завоевания у моря новых территорий. Один из первых рукотворных островов был построен ацтеками еще ХШ веке на оз. Текскоко. В настоящее время в различных уголках Мирового океана существует множество подобных образований. На берегах некоторых стран борьба с абразией ведется в последние годы совместно с мероприятиями по отторжению новых земель. Большое внимание этой проблеме уделяется в Японии, поскольку устойчивое развитие экономики испытывает определенности трудности из-за дефицита свободных территорий. С наращиванием прибрежной суши связано строительство новых центров туризма в Кувейте. В США за счет засыпки мелководной части залива Сан-Франциско образована территория площадью около 1000 га. В заливе Гуанабара (Бразилия) таким способом была увеличена площадь города Рио-де-Жанейро и построен крупный аэропорт. Создание искусственных прибрежных территорий широко практикуется в Республике Корея и Гонконге, Сингапуре и Китае, Бельгии и др. Первый опыт наращивания суши в бывшем СССР известен по Каспийскому морю. В середине 20-х годов в районе Баку была засыпана бухта Биби-Айбот (бухта Ильича) и у моря отвоевано 30 га.

Мероприятия по расширению прибрежных территорий на Черном море проводились в Одессе, Ялте, Сочи и др. Очень эффективный способ снижения абразии и размыва - искусственное улучшение баланса пляжных наносов различными способами. Ощутимый результат может быть получен за счет уменьшения потерь песка и гальки на глубину. На Черноморском побережье, например, в междуречье Мзымта - Псоу такие потери связаны с близким расположением к берегу подводных оврагов или каньонов. Для пополнения пляжных наносов, особенно на биогенных берегах, вполне целесообразным может стать искусственное разведение морских скелетных организмов [4].

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи по экологии

Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение - один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут послужить хорошей отрицате ...

Энергоэффективность и ресурсосбережение – вклад СКК, польза для всех
Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на кото ...

Сертификационные требования к экологической безопасности топливных систем двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств
Правительства всех высокоразвитых стран большое внимание стараются уделить здоровью населения. В последнее время большие опасения вызывает малоизученное вредное воздействие малых доз химиче ...