Основные экономические механизмы управления природопользованием

Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов (инструментов управления), основными из которых являются:

· платежи за использование природных ресурсов;

· платежи за загрязнение окружающей природной среды;

· платежи за размещение экологически вредных веществ;

· система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;

· система экологических фондов;

· система экологического страхования.

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей.

Плата за природные ресурсы включает в себя выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами; платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым земля на территории России предоставлена в собственность, владение, пользование или аренду. Земельный налог уплачивается с облагаемой налогом земельной площади, закрепленной за налогоплательщиком.

С 1991 г в России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

· за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,

· за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

· за размещение экологически вредных отходов.

Платежи за загрязнение природной среды служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование - составная часть механизма управления природопользованием и экологической безопасностью. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. К ним относятся:

. Комплексность (системность) стимулирования, означающая обязательность использования современных технологических процессов, если они имеют целью ресурсосбережение и проводятся экологически приемлемыми методами, а также стимулирование природоохранных мероприятий (утилизация отходов, строительство очистных сооружений в целях предотвращения загрязнения водных источников и атмосферного воздуха и др.). Следует стимулировать и деятельность менеджеров предприятия по переходу к выпуску экологически чистой продукции

. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями. Выплаты по экономическому стимулированию должны быть сопоставимы с размерами экономических санкций.

. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма.

. Увязка стимулирования с другими элементами управления природопользованием и охраны природной среды: планированием, контролем, регулированием, санкциями. Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экологической безопасности, но применяемое отдельно, в отрыве от других элементов, не даст желаемого эффекта.

. Сочетание материального и морального стимулирования. Например, широкая гласность результатов природоохранного труда и характера стимулирования, а также иные приемы морального поощрения.

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги.

Принцип научной обоснованности управления экологической безопасностью и охраны окружающей среды означает разумное, основанное на научных исследованиях сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Экология внутренней среды здания. Формирование безопасных условий труда и защита окружающей среды на производственном участке
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существов ...

Оценка антропогенного воздействия на лесопарковые зоны г. Чебоксары
Сегодня в связи с урбанизацией зеленым зонам, находящимся в пригородах крупных промышленных центров, отечественными и зарубежными исследователями уделяется большое внимание. Экологическое значение эти ...

Экологические проблемы озер Беларуси
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды ...