Конструктивные мероприятия, предусматривающие ограничение аварийных выливов груза из танкера

Согласно статистике, аварии танкеров возникают в результате воздействия штормов, столкновений, навалов корпуса, посадок на мель и взрывов. Результатом таких аварий в большинстве случаев являются огромные экологические и социальные последствия, которые в дальнейшем очень трудно ликвидировать. Практически все аварии танкеров сопровождаются повреждением корпуса и как следствие этого - выливом груза.

Наиболее эффективными для предупреждения аварийного вылива нефтегруза из танкера при аварии являются конструктивные мероприятия. Эти мероприятия направлены на исключение или сведение к минимуму последствий для окружающей среды в результате загрязнения моря нефтью или нефтепродуктами при повреждении борта или днища танкера. Конструктивные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Правил Регистра. В процессе проектирования танкера выполняются расчеты предполагаемых повреждений и гипотетического вылива груза, выбор расположения и размеров грузовых танков, а также размещения танков изолированного балласта.

Одним из направлений, предусматривающих снижение загрязнения моря нефтью в результате возможных аварий танкеров, является ограничение вместимости грузовых танков. Правила МАРПОЛ 73/78, направленные на ограничение последствий возможных аварии, оказывают существенное влияние на конструкцию района грузовых танков танкеров. Согласно основному правил расположение танков и их размеры должны быть такими, чтобы определенный по формулам гипотетический вылив груза при повреждении борта Qc или днищаQs для отсеков, затронутых повреждением в любом возможном месте по длине судна, не превышал 30 тыс.м3 либо 400в зависимости от того что больше, но в любом случае был бы не более 40 тыс. м3 [1]. При расчете гипотетического вылива нефти принимается условие, что повреждение захватывает пространство в форме параллелепипеда, прилегающего к борту и днищу судна, имеющего размеры соответственно указанным в [1].

Расчет гипотетического вылива нефти производится по формулам:

при повреждении борта

- при повреждении днища

где Wi, Ci - соответственно объем бортового и центрального танков, считающихся поврежденными, м3; для танка изолированного балласта Wi =0;Ki=1-bi/tc, здесьbi -ширина рассматриваемого бортового танка, м; tc- поперечный размер предполагаемого повреждения, м, приbi≥tcкоэффициент ki = 0; zi = 1 -hi/vs,здесь hi- минимальная высота рассматриваемого междудонного пространства при наличии двойного дна в районе грузовых танков, м; vs - вертикальный размер предполагаемого повреждения, м; приhi≥vs,zi=0, при отсутствии двойного дна hi=0.

Для судов Dw более 421 тыс.т. эти ограничения не являются достаточными.поэтому для них конвенцией приняты прямые ограничения длин и объемов грузовых танков. В соответствии с этим объем любого центрального грузового танка не должен превышать 75% гипотетического вылива нефти. Длина любого грузового танка не должна превышать 10 м или одной из следующих величин ( в зависимости от того, что больше):

,1L┴┴ - при отсутствии продольных переборок;

,15L┴┴ - при наличии одной продольной переборки в диаметральной плоскости;

,2L┴┴ - при наличии 2-х и более продольных переборок для бортовых танков;

для центральных танков при bi/b≥1,5, если bi/b<1,5:

(0,5-bi/b+0,1) L┴┴ - при отсутствии продольной переборки в ДП

(0,25bi/b+0,15) L┴┴ - при наличии продольной переборки в ДП

В приведенных зависимостях L┴┴ - длина судна между перпендикулярами, b-ширина судна,bi - ширина танка.

На рис. 1 приведены некоторые конструктивныесхемы района грузовых танков для танкера дедвейтом 300 тыс. Выделение на отсеки каждой схемы и объемы изолированного балласта соответствуют правилам МАРПОЛ 73/78. Все рассматриваемые схемы имеют одинаковое количество балласта, который расположен в танках (на рисунке заштрихованы).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода. Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...

Организация системы экологических платежей на предприятии природопользования
Цель выпускной квалификационной работы - разработка эффективной системы экологических платежей на предприятии природопользования Теоретической и информационной базой для работы являются тр ...

Проект локальных очистных сооружений гальванического производства
Гальваническое производство является одним из наиболее опасных источников загрязнения окружающей среды, главным образом поверхностных и подземных водоемов, ввиду образования большого объема ...