Основные проблемы экологии российских городов

Кризисные экологические тенденции, конечно же, сосредоточены в городах. Россия является страной с высоким уровнем урбанизации - 73% населения сосредоточено в 1095 городах. Наиболее интенсивно развиваются 30 крупных промышленных агломераций, занимающие менее 6% территории с 60% всего городского населения. Все города с населением свыше 1 млн. человек и 75% с населением от 500 тыс. по объективной совокупности экологических условий относятся к критическим.

Недопустимая концентрация загрязнителей отмечается в атмосфере 185 городов с населением более 60 млн. человек, при этом в большинстве из них (около 120) отмечено пятикратное превышение допустимого нормами уровня. Особенно тяжелая ситуация в Архангельске, Липецке, Москве, Норильске, Братске, Екатеринбурге, Кемерово, Красноярске, Нижнем Тагиле, Челябинске и ряде других. Как следствие этого - более 40% заболеваний органов дыхания, 16% заболеваний эндокринной системы, от 2,5% до 11% онкологических заболеваний, обусловленных загрязнением атмосферного воздуха.

Еще более сложная ситуация с водообеспечением. Наша страна оказалась фактически последней из развитых, мощных держав, где сохранилось хлорирование для обеззараживания питьевой воды и сбросовых загрязненных вод. Хлорирование ведет к образованию токсичных и канцерогенно опасных веществ - хлористых углеводородов.

Тревогу вызывает опережающее нарастание выбросов и сбросов загрязнителей, ухудшение качества среды в связи с восстановительными процессами в промышленности.

Жесткая связь воздействия на среду со структурой болезней как раз и наблюдается в крупных промышленных центрах, таких как Пермь, Киров и Кирово-Чепецк, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, где эколого-зависимыми можно признать 20-30% болезней органов дыхания, до15% нервной системы и сердечно-сосудистых заболеваний.

Экономическое обеспечение экологической устойчивости крупного города немыслимо без дальнейшего продвижения в правовом обеспечении городского природопользования. Необходимы последовательные действия по правовому упорядочению коммунального хозяйства. Если жилищно-коммунальные расходы в крупном городе составляют до 50% расходной части бюджета, то на экологические издержки: снабжение водой, очистка сбросов, удаление мусора уходит почти четверть этой суммы. Длительное отсутствие целенаправленной политики в этой сфере привело к тому, что за 5…7 лет площадь городских территорий, занятых свалками, увеличилась на 15…17%, объем сброса городских неочищенных вод вырос на 25…30%.

Существенной преградой для решения коммунальных проблем стала декларативность действующих норм. Отечественные стандарты на качество очистки сбросов, на санитарно-защитные зоны, полигоны для отходов являются самыми высокими в мире. Например, по глубине очистки сбросных вод они превосходят Европейские требования в 3 5 раз. Фактически такие требования привели к блокированию внедрения очистных технологий, так как даже доработки современной западной техники под этот уровень приводит к крайней мере к удвоению её стоимости.

Строительство законодательной базы находится лишь в начальной фазе.

Последние во времени изменения в управлении экологией, к сожалению, не дают позитивного результата, более того, именно на муниципальном, базовом уровне происходит потеря управляемости из-за непродуманности шагов, бюрократической инертности, концептуальных противоречий с действующим законодательством об экологическом контроле.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Оценка состояния атмосферного воздуха города Оренбурга
Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и ины ...

Саморазлагающаяся упаковка
Упаковочные материалы: стекло, жесть, картон, полиэтиленовая пленка; саморазлагающаяся упаковка - прекрасное решение проблем с утилизацией. Любой товар, представленный на современном рынке ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...