Сущность понятия «экологическая компетенция»

Как следует из анализа основных положений компетентностного подхода в образовании, экологическая компетентность - явление сложное и многофакторное. Описание сущности экологической компетентности требует ее категориального определения, выделения компонентов и структуры. Для

решения данной задачи целесообразно определить соотношение экологической компетентности с другими категориями экологической психологии и педагогики.

В рамках компетентностного подхода можно полагать, что существенной особенностью экологичной личности является экологическая компетенция. Наряду с экологической культурой, базовой для определения экологической компетенции в системе понятий экологической психологии и педагогики является категория экологической деятельности, которая, в свою очередь, связана с экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологическими ценностями. Таким образом, выстраиваются взаимосвязь с психологическими процессами и состояниями, обеспечивающими освоение личностью экологической деятельности в ходе экологического образования, в результате чего формируется соответствующая компетентность.

В широком понимании экологическая деятельность характеризуется как «интегративное понятие для обозначения специфических экологических аспектов различных видов деятельности, тем или иным образом направленных на оптимизацию общества и природы». А.Д. Урсул [ 1 ] отмечает, что «экологическая деятельность … выражает аспект отношения общества лишь к природе, т. е. уточняет определённую часть общего содержания социальной деятельности (включающей в себя как субъект- объектные, так и субъект- субъектные отношения и связи)».

Таким образом, с философской точки зрения экологическая деятельность, или экодеятельность, может рассматриваться как компонент социальной деятельности, выражающий аспект отношения общества к природе, включающий «все взаимодействия субъекта этой деятельности с её объектом, т. е. экосредой (которые будем называть экологическими взаимодействиями), приводящие к определённым экологическим последствиям, результатам (позитивным или негативным)».

Отмечая значимость приведенного выше определения, А. С. Филатов [ 2 ] обращает особое внимание на различия деятельности в экологической среде (приспособительно- организационной, адаптационной по отношению к природным экосистемам) и собственно экологической деятельности (преобразующе- созидающего воздействия человека на экологическую среду). В последнем случае мы имеем дело с созданием новых экологических процессов и систем, которые становятся частью экологической среды. Условия экологической деятельности связаны с таким способом взаимодействия человека и природы, когда человек не только включается, использует и организует природные процессы (что характерно для охоты и собирательства, земледелия, скотоводства), но создает (созидает) процессы, становящиеся частью окружающей природной среды. Экологическая деятельность человека непосредственно направлена на создание жизненно необходимых процессов экологической среды, что приводит к существенному преобразованию последней. Таким образом, следует различать экологическую деятельность от деятельности в экологической среде. Экологическая деятельность, как и любая другая форма человеческой деятельности, детерминирована необходимым качеством сознания (экологическое сознание), позволяющим человеку обрести свойства субъекта деятельности, который не просто изменяет или преобразует, но создает экологическую среду. В настоящее время сущность экологического сознания является предметом исследований философов, социологов, психологов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Основные вопросы экологии
С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тес ...

Распределение водорослей по экологическим градиентам, устанавливаемым по высшей растительности
Закон толерантности Шелфорда гласит: "Само присутствие и процветание организма в данном местообитании зависит от целого комплекса условий. Отсутствие или невозможность процветания опред ...

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Сегодня население России недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческими особенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного рода исследование являе ...