Сущность понятия «экологическая компетенция»

Одни исследователи приписывают экологическому сознанию самостоятельность, видя в нем отдельную форму сознания; по мнению других оно пронизывает все сферы сознания и потому не может претендовать на самостоятельный статус. Вероятно, экологическое сознание является становящейся формой индивидуального и общественного сознания. С философской точки зрения под экологическим сознанием понимается совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. По мнению эколога Н. Ф. Реймерса [ 3 ], «Сознание экологическое - глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека».

Следует отметить важный акцент на глубинной мотивации поведения в природной среде, необходимость формирования навыков такого поведения, которые можно отнести к сущностным чертам экологической компетентнции. В теории экологического образования экологическое сознание понимается как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям.

Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся нормами поведения по отношению к природе.

Реальное содержание экологического сознания сводилось, в основном, к экологическим знаниям. В конце XX - начале XXI вв. представления об экологическом сознании меняются, что обусловлено новым пониманием места человека в современном мире. На первый план выдвигается проблема психолого-педагогического анализа содержания и структуры экологического сознания. Наиболее тщательно с методологической точки зрения экологическое сознание изучено в работах С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина. Экологическое сознание, преобладающее в современной культуре, характеризуется как антропоцентрическое, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет человек; иерархическая картина мира (на вершине - человек); цель взаимодействия с природой - удовлетворение прагматических потребностей человека; «прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку; природа воспринимается как объект человеческой деятельности; этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы; развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека; деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом (необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения).

Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, объектное восприятие природы, прагматический характер взаимодействия с ней.

Альтернативой антропоцентрическому типу сознания выступает экоцентрический тип экологического сознания, для которого характерны следующие отличительные особенности: высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы; отказ от иерархической картины мира; цель взаимодействия с природой - оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всех членов природного сообщества; «экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на мир людей, так и на мир природы; развитие природы мыслится как процесс коэволюционного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Организация заповедного дела в России
Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным, непротиворечивым процессом. На протяжении всей истории существования разумной жизни на Земле неизменно возникали вопросы, отве ...

Татарская Караболка и авария на ПО Маяк 1957-1959 гг.
Мирный атом вошел в жизнь современного человека в 1954 году, когда была построена и внедрена в эксплуатацию АЭС в г. Обнинске. Отношение к мирному атому в то время было весьма скептическое, ...

Последствия возникновения экологических проблем
Сегодня, практически каждый житель всей нашей зеленой планеты жалуется на различные проблемы. Кто-то сталкивается с финансовыми трудностями, у кого-то проблемы со здоровьем, но лишь редкий человек зад ...