Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов). Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только

природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

Налоговые платежи:

налог на добычу полезных ископаемых;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Неналоговые платежи, администрируемые налоговыми органами:

платежи при пользовании природными ресурсами.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

• сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• водный налог;

• налог на добычу полезных ископаемых.

Поступления в федеральный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:

охрана окружающая платеж природопользование

Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (тыс. руб.)

Платежи

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение 2009/2007

тыс.руб.

%

Налоговые платежи за пользование природными ресурсами:

1 157 362 173

1 637 515 095

1 006 261 320

-151 100 853

13,05562

1. налог на добычу полезных ископаемых

1 122 907 464

1 604 650 148

981 529 402

-141 378 062

12,59036

2. регулярные платежи за добычу полезных ископаемых

13 762 478

18 356 401

16 254 173

2 491 695

18,10499

3. водный налог

14 835 202

13 016 556

8 090 547

-6 744 655

45,46386

4. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

5 857 029

13 016 556

387 198

-5 469 831

93,38917

Неналоговые платежи за пользование природными ресурсами:

437 736

398 024

380 877

-56 859

12,98934

платежи при пользовании природными ресурсами

437 736

398 024

380 877

-56 859

12,98934

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности
Сегодня население России недооценивает нарушенность экосистемы. Это обусловлено и историческими особенностями, и индивидуализмом, пришедшим к нам с Запада. Подобного рода исследование являе ...

Сырьевые ресурсы
Природные минеральные ресурсы нашей планеты колоссальны, но имеют конечную величину. Наши знания об этих ресурсах увеличиваются, а возможности их добычи растут по мере технического прогресс ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...