Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов). Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:
• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;
• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только
природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.
Система платежей за природные ресурсы включает:
Налоговые платежи:
налог на добычу полезных ископаемых;
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
Неналоговые платежи, администрируемые налоговыми органами:
платежи при пользовании природными ресурсами.
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:
• сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• водный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых.
Поступления в федеральный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:
охрана окружающая платеж природопользование
Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (тыс. руб.)
Платежи |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение 2009/2007 | |
тыс.руб. |
% | ||||
Налоговые платежи за пользование природными ресурсами: |
1 157 362 173 |
1 637 515 095 |
1 006 261 320 |
-151 100 853 |
13,05562 |
1. налог на добычу полезных ископаемых |
1 122 907 464 |
1 604 650 148 |
981 529 402 |
-141 378 062 |
12,59036 |
2. регулярные платежи за добычу полезных ископаемых |
13 762 478 |
18 356 401 |
16 254 173 |
2 491 695 |
18,10499 |
3. водный налог |
14 835 202 |
13 016 556 |
8 090 547 |
-6 744 655 |
45,46386 |
4. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
5 857 029 |
13 016 556 |
387 198 |
-5 469 831 |
93,38917 |
Неналоговые платежи за пользование природными ресурсами: |
437 736 |
398 024 |
380 877 |
-56 859 |
12,98934 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
437 736 |
398 024 |
380 877 |
-56 859 |
12,98934 |
Еще статьи по экологии
Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение
- один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас
приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут
послужить хорошей отрицате ...
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
Последние
десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие -
экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для
обеспечения своего нормальн ...
Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...