Истоки становления природоохранной функции социально-культурной деятельности

Современная экологическая мысль развивается исключительно в утилитарном направлении. Поэтому на данном этапе развития обществу требуется аппарат регуляции отношений с природой. А.М. Ариарским в рамках социальных функций социально-культурной деятельности была выделена природоохранная функция, отвечающая за формирование экологической культуры человека.

Хозяйственная эксплуатация окружающей среды конечно необходима, но ведь есть и другие аспекты связи человека и природы. Разумеется, о красоте природы пишут, порой даже заботятся на практике, помнят о наших младших братьях животных и их беспомощности в техническом мире, созданном человеком, создают даже общества в их защиту. Но вся эта деятельность не интегрирована с экологической теорией и практикой. Методическим обеспечением эколого-охранительной клубной работы в Советской России занимался С.Н. Артановский. Сегодня этот вопрос затрагивают в своих научных публикациях Е.А. Когай, Н.Ф. Газизуллин, Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Иванова. Социально-культурная деятельность призвана систематизировать теорию и практику эколого-охранительной функции и осуществлять работу по сохранению природной и культурной среды человека.

Предпосылками появления природоохранной функции социально-культурной деятельности явились отношения человека и природы, складывавшиеся веками. Человечество в рамках исторического процесса прошло путь от единства и гармонии с окружающей средой до полного противопоставления себя ей. Если Д.С. Лихачев и В.И. Вернадский рассматривали человека внутри природной системы и в гармонии с ней, то современные актуальные научные работы Р.О. Лосаберидзе, Т.В. Ивановой посвящены разрушительной и потребительской деятельности общества в контексте современности.

Чувство природы, по-видимому, свойственны человеку от рождения - ведь мы сами часть природы и на протяжении всей жизни связаны с ней тысячью нитей. Однако его проявления историчны - они зависят от культуры, от уровня развития общества.

В сознании первобытного человека и человека бесписьменного общества существовал нерасчлененный образ человека и природы. Человек рассматривался как одно из природных существ, родственное всем остальным силам природы, хотя и высшее по сравнению с ними. Природа была одной из составных частей древнейшей религиозно-мифической картины мира. Исследователи называют это синкретизмом мироощущения древнего человека. [4, C. 52-54]

С приходом цивилизации положение изменилось. Природа оказалась отдаленной от человека. По мере роста своего могущества по отношению к природе человек все более противопоставлял себя ей. В цивилизациях древности, которые соединены тесными узами преемственности с современной Европой - культуры Месопотамии, Египта, позже Греции и Рима - человек не мыслился иначе, как окруженный другими живыми существами, находящийся с ними в постоянном контакте. Природа представлялась одухотворенной, ей нередко приписывался сверхъестественный смысл. Эта античная традиция легла в основу европейской поэзии, прозы, живописи.

История становления природоохранной функции в России начинается еще задолго до появления социально-культурной деятельности как научной дисциплины. Истоки появления интереса и внимания к природе со стороны человека можно отыскать во времена древних славян. Язычество, характерное для древних славянских племен, отличается покорностью, подчиненностью человека природе.

Заселяя окружающий мир большим количеством духов, помогающих и вредящих человеку, древние славяне, подобно другим языческим народам, обожествляли и поклонялись огню, камням, рекам, озерам, священным рощам и отдельным деревьям. Охрана неприкосновенности и чистоты святых мест опиралась на совесть и страх каждого. Считалось, что человек, срубивший дерево в священной роще либо сходит с ума, либо умирает в одночасье. Тем же страхом болезни и смерти оберегались избранные деревья, выделяющиеся своими размерами или уродливостью и признанные священными. Так до недавнего времени считались целебными деревья с большим дуплом в стволе. Через это дупло протаскивали болеющих детей, а иногда пролезали и сами взрослые.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Экологическая компетенция подростков
Значительная роль в просвещении, связанном с проблемами окружающей природной среды, принадлежит общеобразовательному и дополнительному учреждению, именно в нем изучаются основы наук, на баз ...

Виды деградации почв
Деградация почвы - распространенное явление в мире. Хотя качество почвы может быть улучшено путем рекультивации, большинство антропогенных воздействий снижают качество почвы, прямо или косве ...

Разработка предложений по вопросам защиты экологических систем на территории нефтяного терминала ОАО НК Роснефть-Архангельскнефтепродукт
По оценкам специалистов, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция является перспективным и стратегически важным для российской экономики регионом. Тимано-Печорский бассейн является последн ...