Истоки становления природоохранной функции социально-культурной деятельности

Повседневная практическая деятельность, образ жизни, установившийся в Европе, начиная с эпохи итальянских «торговых республик» в XIV веке, определили окончательное отчуждение человека от природы. Решающее значение для определения практики хищнической эксплуатации природы имели сложившиеся в то время капиталистические отношения. Едва возникнув, фабрики придали облику города унылый и стандартизированный вид. Обыденное сознание оказалось в плену недалекого практицизма. [4, C.53]

Несмотря на отдаление человека от окружающей среды, идея их единства и взаимопомощи все-таки имела место в сознании людей. Взаимоотношения природы и человека складывались веками. Сады и парки стали частью этих взаимоотношений, элементом культуры, в которой, по словам Д. С. Лихачева, «облагороженная природа идеально слита с человеком». [27]

После принятия христианства на Руси широкое распространение получили сады при монастырях. Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Начиная с XIV века помимо устройства садов внутри монастырей, огромное значение приобрел сам выбор местности для монастыря в лесах, на берегах рек и озер. Этот выбор диктовался развившимися в XIV в. на Руси представлениями, что только первозданная природа безгреховна, упорядочена самим богом, гармонирует со стремлением к совершенствованию. У Григория Нисского, особенно популярного на Руси с XIV в., есть «Слово о первозданной красоте мира». Оно объясняет нам, почему ценилась в Древней Руси дикая природа. Нетронутая природа знаменует собой порядок и благообразие, гармонирующее с подвижнической жизнью отшельника, желающего себя посвятить богу. Поэтому монастыри ставятся в красивой и безлюдной местности. Поэтому же развивается скитническое монашество, строительство монастырей уходит все дальше и дальше в нехоженые места.

При создании при дворцовых садов и загородных царских и боярских усадеб преследовались в основном утилитарные цели. Творения человека, в том числе сады и парки, в конце XVII в. стремились быть «ненатуральными», «потешными», как бы игрушечными. В церквях эта «игра» была «серьезная»; в садах же и прудах Кремля - несерьезная. Но в обоих случаях цель была оторвать человека от «естественного» уровня, заставить его ощутить нереальность реальности, победить в нем чувство приземленности. [13, C.8]

В начале XIX века резко возрос интерес к фольклору, который всегда сохранял во всей полноте живое чувство природы. Многие ученые-естествоиспытатели России и Европы - М.В. Ломоносов, А. Гумбольдт, А. Брем, В.И. Вернадский - не только описывали природу и изучали ее закономерности, но обладали даром глубокого интуитивного проникновения в ее жизнь, подходили к ней как художники и поэты. Однако любовь к природе в пределах европейской цивилизации оставалась делом одиноких энтузиастов и узкого круга просвещенной публики. [4, C.53-54]

История и культура древних славян, тонкая грань равноправных отношений человека и его окружения - интерес к этому вопросу возникает вновь лишь в начале XIX века и связан с именем дворянина Андрея Кайсарова, который в 1804 году написал и издал небольшую книгу «Славянская и российская мифология». Анализируя древние русские песни, сказки и обычаи, а также дошедшие до него описания предметов древнего культа и быта, автор создал первый словарь славянских мифов, где в алфавитном порядке перечисляются древнеславянские божества и духи, описываются ритуалы поклонения им. Книга эта стала очень известна и популярна в России. Статуэтки, резные изображения древнеславянских божеств на фасаде дворянских усадеб XIX века приобретают эстетический характер и утрачивают свое первоначальное значение, они уже не исполняют роль связующего звена между высшим и низшим - природой и человеком. Символы гармонии, защищенности и единства становятся вычурными элементами приусадебного участка.

Понять современное взаимоотношение человека с природой возможно, сравнив сегодняшнее положение с предшествующим этапом развития, началом которого стала промышленная революция восемнадцатого столетия. Тогда был сделан большой шаг вперед в области материального производства, и на этой основе впервые в истории человеческое воздействие на окружающую среду стало заметным и порой опустошительным. Стихийный и эгоистический характер хозяйствования способствовал этому.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Энергоэффективность и ресурсосбережение – вклад СКК, польза для всех
Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на кото ...

Мониторинг среды обитания
Целью данной контрольной работы является рассмотреть тему «Мониторинг среды обитания». Исходя из поставленной цели следуют следующие задачи: - рассмотреть понятие среды обитания и ...

Подбор аппарата очистки выбросов гальванического участка цеха №41 ОАО ПСЗ Янтарь
Коренное решение проблемы защиты окружающей среды от выбросов промышленных предприятий состоит в создании замкнутых технологических циклов (безотходных систем). Однако их разработка и в ...