Функции социально-культурной деятельности и роль природоохранной функции в системе социально-культурной деятельности

Осуществление социально-культурной работы в сфере охраны природы стало необходимым и важным в свете тревожного настроения в России и мире в целом. Практическим осуществлением такой работы занимаются специалисты социально-культурной сферы в рамках природоохранной функции. В самых широких слоях населения растет озабоченность проблемами окружающей среды. Об этом свидетельствуют многочисленные научные разработки и социальные программы ученых А.М. Ариарского, Н.Ф. Газизуллина, Е.А. Когая. Возникает необходимость внедрения новой системы ценностей в структуры общественного сознания посредством социальных функций социально-культурной деятельности.

Функция от латинского function - исполнение, осуществление. Функции обычно зависят и отождествляются с понятием деятельность. Категорию функция также понимают как основную роль или предназначение. [32, C.1430]

В социально-культурной деятельности функции определяют специфику, приемы и способы данной деятельности. Функции социально-культурной деятельности подвергаются изменению во времени, а также зависят от длительности тех или иных исторических этапов.

С появлением социально-культурной деятельности как научной дисциплины, функции были разделены А.М. Ариарским, доктором культурологии, профессором Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, на две группы: основные (постоянные) и вспомогательные (непостоянные). Но в целом функции социально-культурной деятельности постоянно находятся в развитии, они подвижны и зависимы от определенных факторов. Это могут быть отдельные влиятельные личности той или иной эпохи, например Петр I и его реформы, связанные с инкультурацией и социализацией нового высшего дворянского сословия. Или технический прогресс, спровоцировавший появление природоохранной функции.

А.М. Ариарский предлагает определение функциям социально-культурной деятельности, называя их категориями, выражающими проявление свойств социально-культурной деятельности и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним он относит:

адаптивно-нормативную функцию - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

образовательно-развивающую функцию - вовлечение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

преобразовательно-созидательную функцию - вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

эколого-охранительную функцию - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

информационно-просветительную функцию - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

интегративно-коммуникативную функцию - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

рекреативно-игровую функцию - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Эколого-охранительная или природоохранная функция направлена преимущественно на сохранение природного и культурного наследия человеком. На данном этапе развития человечество занимается накоплением научных данных, совершенствованием методов исследования окружающей среды, а также применением на практике накопленного опыта. Социальные последствия изменений, которые совершены разумом и руками человека, сегодня очень велики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Очитка выбросов токсичных компонентов от сжигания минерального сырья
Атмосферный воздух - один из главных источников жизни на земле. Потребность человека в воздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс.л. в сутки. Воздух испо ...

Обоснование качественной и количественной характеристики сточных вод кожевенно-обувного комбината
СВ - сточные воды ЗВ - загрязняющие веществаб - водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды работников предприятияоборотная вода - водопотребление оборотной водыпр (Qхоз) - водопотреб ...

Сырьевые ресурсы
Природные минеральные ресурсы нашей планеты колоссальны, но имеют конечную величину. Наши знания об этих ресурсах увеличиваются, а возможности их добычи растут по мере технического прогресс ...