Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
По степени загрязнения главное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, добывающие минеральные ресурсы, химические, нефтехимические и целлюлозно-бумажного производства, а также автотранспорт. Поэтому были разработаны экономические санкции, которые применяются при нарушении законов природопользования.
Платежи за загрязнение окружающей среды (в формулировках нового Федерального закона об охране окружающей среды - платежи за негативные воздействия на окружающую среду; в формулировках Налогового кодекса- экологический налог) в настоящее время устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Настоящий порядок предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как:
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Для исчисления размера платежей по каждому ингредиенту загрязняющего вещества указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Между этими двумя видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение. Это соотношение означает, что ставки платы в объемах предельно допустимых нормативов в 5 раз меньше ставок платы в объемах лимитов.
За превышение лимитов к базовым размерам платы категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент, выполняющий роль штрафной санкции.
При определении суммы платежа предусмотрен механизм зачета расходов предприятий на проведение природоохранных мероприятий. Этот механизм заключается в том, что размер платежей мог уменьшаться на сумму средств, потраченных на создание очистительных сооружений.
Таблица 3.
Поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ (млн.руб)
Годы |
2007год |
2008год |
2009год |
Отклонение 2007-2009год | |
млн.руб. |
% | ||||
Поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ |
12061 |
33519,7 |
64798 |
52737 |
537 |
В 2009 году нарушителям природоохранного законодательства, в возмещение вреда, нанесенного компонентам окружающей среды, и рассчитанного по действующим методикам, предъявлено исков на общую сумму 64,8 млн. руб. (табл.3).
Динамика поступления средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ по годам приведена на рис. 7,8,9.
Рис.7. Динамика поступлений средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ в 2007-2009 года, млн. руб.
Из рисунка 7 можно сделать вывод об увеличении причинения вреда компонентам окружающей среды, выявленных и оплаченных нарушителями. Причины этого могут быть следующие:
ужесточение в контроле и мониторинге охраны окружающей среды;
возрастание штрафных тарифов;
увеличение нарушений в природопользовании.
Первые два варианта не вызывают опасений, но третий вариант более опасен для экологии и в целом для экономики РФ.
Рис.8. Процентное соотношение поступлений средств в возмещение вреда, причиненного компонентам окружающей среды на территории РФ в 2007-2009 года, млн.руб.
Еще статьи по экологии
Фитогенные факторы
Фитогенный фактор - влияние растений. Проявляется в подавлении процессов
роста и развития корневыми выделениями (экзометаболитами), ингибировании
прорастания семян и роста корневых систем, в ...
Мониторинг среды обитания
Целью данной контрольной работы является рассмотреть тему «Мониторинг
среды обитания».
Исходя из поставленной цели следуют следующие задачи:
- рассмотреть понятие среды обитания и ...
Очистка сточных вод
Основные
вопросы защиты окружающей среды необходимо решать на основе следующих
принципов:
форма
и масштабы человеческой деятельности должны быть соизмеримы с запасами
невозобновляемых п ...