Экологические требования к автомобильному топливу

Отрицательное влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду приводит к необходимости ужесточать нормы на состав отработавших газов автомобилей.

Автомобильный транспорт является основным потребителем нефтяного топлива.

Суммарное мировое потребление моторных топлив составляет около 1,75 млрд. т/год, в том числе на долю автомобильных бензинов приходится более 800 млн. т/год. [2]

Ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых бензинов определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.

До 1999 года качество и характеристики автомобильного бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов регулировались Государственным стандартом Российской Федерации 2084-77 или ТУ 38.001165. Маркировка бензинов проводилась в соответствии с октановым числом, например по ГОСТ 2084-77 различались марки А-76, Аи-91 или Аи-95, а по ТУ 38.001165 - Аи-80, Аи-92, Аи-96. [2]

Данные Государственные стандарты претерпели ни одно изменение, но все корректировки касались, как правило, снижения содержания свинца, бензола, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, а также повышения октановых чисел и параметров давления насыщенных паров.

В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до европейских стандартов в 1999 году был принят ГОСТ Р 51105-97, который предусматривает выработку неэтилированных бензинов марок Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98 и предназначен для обеспечения эксплуатации автомобилей, удовлетворяющих требованиям по токсичности до Евро-2 включительно. К тому же на российском рынке присутствуют бензины марок АИ-80, АИ-92 и АИ-96, выпускаемые по техническим условиям (ТУ). Наряду с этим изготавливается и неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77 для автомобилей, отвечающих требованиям по токсичности выбросов до Евро-1.

С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов.

В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.

В связи с введением норм Евро-3 и Евро-4 был разработан и в 2002 году принят ГОСТ Р 51866-2002, соответствующий по регламентируемым параметрам европейской нормали EN 228-2004. Бензины марок: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, производимые по данному ГОСТу, отвечают самым высоким европейским требованиям. Бензины этих марок некоторые производители изготавливают в соответствии с требованиями ТУ. Однако следует отметить, что купить такие бензины внутри России практически невозможно - компании, производящие их, предпочитают экспортировать этот дорогой продукт за границу. [7]

Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, - норм Евро-3.

Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола.

Основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.

Основные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС приведены в таблице 4.

Видно, что требования к содержанию вредных веществ (свинца, бензола, серы) в европейских странах более жесткие.

Таблица 4 - Сравнительные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС [2]

Параметр

Россия

ЕЭС

ГОСТ 2084

ГОСТ Р 51105

ГОСТ Р 51866

Евро-2 с 1992 г.

Евро-3 с 2000 г.

Евро-4 с 2005 г.

Максимальное содержание:

свинца, г/дм3

0,013

0,010

0,010

0,010

0,005

не норм.

бензола, %

не норм.

5

1

5

1

1

серы, %

не норм.

0,05

150 ppm*

0,05

150 ppm*

30 ppm*

ароматических углеводородов, %

не норм.

не норм.

42

не норм.

42

30

олефиновых углеводородов, %

не норм.

не норм.

18-21

не норм.

18

14

кислорода, %

не норм.

не норм.

2,7

не норм.

2,3

2,7

испаряемость

2 класса

5 классов

5 классов

5 классов

10 классов

10 классов

давление насыщенных паров, кПа, не более

66,7-93,3**

35-100**

45-60**

-

60

60

* ppm - миллионная доля (млн-1); ** в зависимости от класса испаряемости.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода. Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...

Техногенные риски ООО ТехМашСервис
Актуальность. Увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влекущих значительные материальные и людские потери, - подчеркивается в ...

Эколого-генетический мониторинг водоемов вблизи биостанции Ажендарово
В настоящее время стало очевидным, что биосфера все более и более загрязняется самыми разнообразными соединениями, с которыми в своем историческом развитии человек не сталкивался. В этой св ...