Экологические требования к автомобильному топливу

Отрицательное влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду приводит к необходимости ужесточать нормы на состав отработавших газов автомобилей.

Автомобильный транспорт является основным потребителем нефтяного топлива.

Суммарное мировое потребление моторных топлив составляет около 1,75 млрд. т/год, в том числе на долю автомобильных бензинов приходится более 800 млн. т/год. [2]

Ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых бензинов определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.

До 1999 года качество и характеристики автомобильного бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов регулировались Государственным стандартом Российской Федерации 2084-77 или ТУ 38.001165. Маркировка бензинов проводилась в соответствии с октановым числом, например по ГОСТ 2084-77 различались марки А-76, Аи-91 или Аи-95, а по ТУ 38.001165 - Аи-80, Аи-92, Аи-96. [2]

Данные Государственные стандарты претерпели ни одно изменение, но все корректировки касались, как правило, снижения содержания свинца, бензола, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, а также повышения октановых чисел и параметров давления насыщенных паров.

В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до европейских стандартов в 1999 году был принят ГОСТ Р 51105-97, который предусматривает выработку неэтилированных бензинов марок Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98 и предназначен для обеспечения эксплуатации автомобилей, удовлетворяющих требованиям по токсичности до Евро-2 включительно. К тому же на российском рынке присутствуют бензины марок АИ-80, АИ-92 и АИ-96, выпускаемые по техническим условиям (ТУ). Наряду с этим изготавливается и неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77 для автомобилей, отвечающих требованиям по токсичности выбросов до Евро-1.

С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов.

В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.

В связи с введением норм Евро-3 и Евро-4 был разработан и в 2002 году принят ГОСТ Р 51866-2002, соответствующий по регламентируемым параметрам европейской нормали EN 228-2004. Бензины марок: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, производимые по данному ГОСТу, отвечают самым высоким европейским требованиям. Бензины этих марок некоторые производители изготавливают в соответствии с требованиями ТУ. Однако следует отметить, что купить такие бензины внутри России практически невозможно - компании, производящие их, предпочитают экспортировать этот дорогой продукт за границу. [7]

Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, - норм Евро-3.

Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола.

Основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.

Основные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС приведены в таблице 4.

Видно, что требования к содержанию вредных веществ (свинца, бензола, серы) в европейских странах более жесткие.

Таблица 4 - Сравнительные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС [2]

Параметр

Россия

ЕЭС

ГОСТ 2084

ГОСТ Р 51105

ГОСТ Р 51866

Евро-2 с 1992 г.

Евро-3 с 2000 г.

Евро-4 с 2005 г.

Максимальное содержание:

свинца, г/дм3

0,013

0,010

0,010

0,010

0,005

не норм.

бензола, %

не норм.

5

1

5

1

1

серы, %

не норм.

0,05

150 ppm*

0,05

150 ppm*

30 ppm*

ароматических углеводородов, %

не норм.

не норм.

42

не норм.

42

30

олефиновых углеводородов, %

не норм.

не норм.

18-21

не норм.

18

14

кислорода, %

не норм.

не норм.

2,7

не норм.

2,3

2,7

испаряемость

2 класса

5 классов

5 классов

5 классов

10 классов

10 классов

давление насыщенных паров, кПа, не более

66,7-93,3**

35-100**

45-60**

-

60

60

* ppm - миллионная доля (млн-1); ** в зависимости от класса испаряемости.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной литературы посвященный проблеме промышле ...

Экологическое обоснование размещения производства на Дальнем Востоке на примере рыбоперерабатывающего завода
В курсовой работе будет представлено экологическое обоснование размещения рыбоперерабатывающего завода. Реализация данного проекта на территории Приморского края, позволит развить экономику края, уве ...

Усовершенствование схемы очистки воздуха от пыли на ОАО Бурлинский элеватор
Атмосферный воздух - один из главных источников жизни на земле. Атмосфера состоит из смеси газов и всегда содержит определённое количество примесей, поступающих от естественных и антропоген ...