Освоение Черноморского побережья Краснодарского края и способы воздействия на береговую зону

На динамику Черноморского побережья Краснодарского края в течение ХХ века огромное влияние оказали антропогенные факторы. Так как в прибрежной полосе проживает значительная часть населения, и непосредственно к морю выходят урбанизированные территории и сельхозугодия, исходя из чего, можно сделать вывод, что береговая зона Черного моря с самого начала освоения, является объектом интенсивной хозяйственной деятельности. Практически во всех бухтах побережья производились массовые изъятия песка и гальки для строительных целей. В некоторых из них (Сукко, Дивноморская, Джубга, Ольгинка, Песочная и др.) было выбрано около половины всех наносов. Как следствие - началась деградация пляжа. Некоторые песчано-галечные пляжи превратились в галечные или валунные. Активизировалась абразия коренного берега и дна. Этот процесс охватил даже выходы к морю речных террас и пролювиально-делювиальные отложения. После запрета изъятий, наметилась определенная тенденция к восстановлению пляжей в бухтах. Однако далеко не везде это может произойти естественным путем, так как многие горные реки зарегулированы. Поэтому в некоторых бухтах требуется проведение искусственных отсыпок. Из-за массового вывоза гальки, в том числе из русла реки, пляж города Туапсе сильно истощился. Под угрозой волнового разрушения оказалась железная дорога, которая проходит здесь почти у самого моря. Для ее защиты была построена гребенка бун. Но этого помогло только отчасти. Буны не только не смогли удержать остатки пляжа, но и сами стали разрушаться. В начале 90-х годов на подветренную сторону от устья реки было завезено несколько десятков тысяч кубометров гальки. Это изменило положение в лучшую сторону. Немалый ущерб нанесли берегозащитные сооружения, возведенные на многих участках побережья. К примеру, после строительства волноотбойных стенок и бун в Кабардинке, питание пляжа практически прекратилось, и он стал быстро исчезать. Дело в том, что обломки карбонатных пород теряют в весе до 10 % в год и при отсутствии пополнений, галька полностью истирается в течение 10 лет. В настоящее время на большем протяжении берега в Кабардинке пляжа практически нет, а его узость в межбунных отсеках и перед волноотбойными стенками создает реальную угрозу разрушения самих сооружений.

В 1942 году в устьевой части р. Мезыбь был построен мол для торпедных катеров. Таким образом, пляж оказался разделенным на две части: 0,5 км к северо-западу от мола и 0,7 км к юго-востоку. После этого основная масса песка и гальки стала накапливаться с правой стороны от устья, и пляж там быстро расширился. Южная же часть берега оказалась на голодной пайке, что привело к полному истощению пляжа. Для защиты юго-восточной части Дивноморской бухты от размыва построено 9 бун полного профиля в сочетании с волноотбойными стенками откосного и ступенчатого типа. Однако, в условиях общего дефицита наносов, пляжи в межбунных отсеках быстро истощились. В настоящее время их ширина не превышает 5-7 м, а некоторые отсеки вообще пустые.

К северо-западу от устья р.Дагомыс пляж искусственно расширен с помощью длинных бун. В результате перехвата бунами в районе Дагомыса СЗ потока наносов, низовой размыв охватил несколько километров берега. Но самый большой ущерб пляжам был нанесен строительством Сочинского порта. К 1937 году его молы были выдвинуты в море почти на 600 м, а устье реки отведено на северную сторону. Молы полностью перекрыли поток галечных и даже песчаных наносов. Уже через год с наветренной стороны молов, у санатория «Ривьера», пляж начал расширяться, а на подветренной стороне - наоборот. К 1938 году ширина пляжа южнее порта сократилась до 5 м, а в 1940 году он полностью исчез по длине берега около 2 км. Размыв быстро распространялся в сторону Адлера, где резко активизировалась абразия и начались оползни. К 1950м годам голые отвесные обрывы уходили в море на глубину 2-3 м. Лишенный опоры берег быстро пополз к морю, и вместе с ним двинулись целые дома и улицы. Пришлось срочно сооружать подпорные и волноотбойные стенки, буны и подводные волноломы. В конечном итоге с помощью железобетона «укрепили» почти 30 км берега, то есть по всей длине потока наносов. Однако такой метод оказался неудачной затеей, и защита Сочинского берега как была, так и остается нерешенной задачей.

Изъятие песка, интенсивная застройка, неграмотное возведение берегозащитных конструкций, сооружение молов Сочинского порта в 1938-40 гг, строительство железной дороги Туапсе-Адлер -привело к нарушению естественного потока наносов, условий эоловой аккумуляции, активизации абразионно-оползневых процессов на многих участках, усилению абразионных процессов. Как следствие, происходит размыв пляжей и коренного берега. Активизация и усиление этих процессов, нанесли огромный ущерб окружающей среде и хозяйству населения, что повлекло за собой необходимость возведения берегозащитных сооружений - создания техногенной береговой линии.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Обоснование качественной и количественной характеристики сточных вод кожевенно-обувного комбината
СВ - сточные воды ЗВ - загрязняющие веществаб - водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды работников предприятияоборотная вода - водопотребление оборотной водыпр (Qхоз) - водопотреб ...

Виды деградации почв
Деградация почвы - распространенное явление в мире. Хотя качество почвы может быть улучшено путем рекультивации, большинство антропогенных воздействий снижают качество почвы, прямо или косве ...

Оценка негативного влияния работы шахты на природу
Бурное развитие промышленности во всех странах мира поставило перед человечеством острую проблему - охраны окружающей природной среды, с целью сохранения экологических систем, исторически сформировавш ...