Разрешительная документация в области обращения с отходами в зарубежных странах

Многие страны в настоящее время изучают возможность постепенного внедрения системы комплексных разрешений, которая заменит большое число существующих обременительных и неэффективных разрешений и лицензий (Кибардина, Соколов, 2010).

Выдача разрешений по отдельным компонентам окружающей среды - традиционный подход к регулированию - проистекает из того, что природоохранное регулирование развивалось по мере решения отдельных экологических проблем (касающихся охраны атмосферы, вод, управления отходами и т.д.). В результате оператор промышленной установки обязан получать большое количество природоохранных разрешений в различных органах, которые не обязательно координируют и сотрудничают друг с другом

При такой форме контроля лимиты на экологическое воздействие установок устанавливаются так, чтобы защитить соответствующий компонент окружающей среды (воздух, воду или почву) лишь до определенного уровня, выраженного стандартом качества окружающей среды. При выдаче разрешений по отдельным компонентам окружающей среды загрязняющие вещества могут переноситься из одного компонента в другой. Кроме того, разбавление и рассеяние выбросов/сбросов в окружающую среду для решения локальной проблемы качества окружающей среды может привести к причинению ущерба окружающей среды на более дальних расстояниях. Вытекающая из этого необходимость рассматривать окружающую среду как единое целое и минимизировать загрязнение посредством оптимального проектирования и эксплуатации установки привела к появлению комплексного подхода к предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Все стационарные источники загрязнения, имеющие значительное воздействие на окружающую среду, должны по закону быть обязаны получать природоохранные разрешения в качестве предварительного условия их эксплуатации. Выдача природоохранных разрешений промышленным установкам - это основополагающий элемент процесса регулирования загрязнения.

Крупные источники загрязнения, которые определены в национальном законодательстве, должны получать комплексные природоохранные разрешения на индивидуальной основе, в которых все экологические аспекты рассматриваются одновременно, предотвращение загрязнения, а не контроль "на конце трубы", является основополагающим принципом, и учитываются местные условия. Окружающая среда является последним местом захоронения отходов, используемым только тогда, когда остальные решения практически или экономически нецелесообразны (URL: http://www.oecd.org/dataoecd/21/18/37311665.pdf).

Комплексные разрешения были внедрены в 1969 г. в Швеции, в 1972 г. в Дании и в 1990 г. в Великобритании до того, как в 1996 г. их использование стало обязательным во всем Европейском союзе в соответствии с Директивой 96/61/EC о комплексном предотвращении и контроле загрязнения (IPPC), Директивой № 75/442/ЕЭС об отходах (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Директива № 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах (рамочная директива), носит основополагающий характер как для современного законодательства ЕС об отходах, так и для национальных законодательств государств-членов ЕС в этой сфере. В преамбуле рамочной директивы отмечается, что "сущность цели всех положений, касающихся отходов, должна сводиться к защите здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния накопления, транспортировки, переработки, хранения и размещения отходов на свалке".

Именно рамочная директива содержит базовую терминологию по отходам, которая используется сейчас в большинстве актов законодательства ЕС об отходах и отличается от российской. Ключевой термин "управление отходами" (management of waste) близок привычному для нас термину "обращение с отходами" - сбор, транспортировка, утилизация и удаление отходов, но включает еще и надзор за такими операциями, и обслуживание мест свалки отходов (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Сбор отходов - это сбор, сортировка и/или перемешивание отходов с целью последующей транспортировки (Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах". Ст. 3).

Термин "удаление отходов" в рамочной директиве охватывает 15 операций и включает по российской терминологии как захоронение, так и обезвреживание отходов. Европейский термин "утилизация (восстановление) отходов" охватывает 13 видов операций и близок российскому термину "использование отходов"

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Нефтеперерабатывающие заводы — источник загрязнения атмосферы. Расчет выбросов от установки АВТ. Технологическая печь П-2
Основным энергоносителем и основным источником углеводородного сырья в России является нефть. Темпы развития нефтяной промышленности в бывшем Советском Союзе не имели аналогов в мире. В 1988 г. в Росс ...

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности
Природоохранные разрешения являются ключевым инструментом сокращения воздействия промышленности на окружающую среду. Необходимость охраны окружающей среды в целом привела к внедрению в бо ...

Экологические проблемы цементного производства
Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Динамично развивающийся строительно-ин ...