Эколого-геоморфологическая ситуация на участке Туапсе-Адлер
Ярким примером деградации береговой линии, является участок берега Туапсе - Адлер. Сейчас крайне трудно восстановить картину динамики абразионно-аккумулятивных процессов этого района до начала активного вмешательства человека, однако, до строительства берегозащитных сооружений на побережье преобладали слабые абразионные процессы, активность которых несколько увеличивалась к югу в связи с развитием здесь менее устойчивых пород. При этом абразионные процессы сопровождались квазистационарной шириной пляжевой зоны, достигавшей в 1914 году весьма значительных размеров (средняя ширина для участка Уч-Дере - Мзымта - 50,1 м). Средняя ширина пляжей от Туапсе до Сочи сократилась с 46 м в 1914 году до 8-10 м в 2005 году. Резко активизировались абразия коренных берегов и обвально-оползневые процессы. Причина столь активной деградации пляжей связана с изъятием материала в руслах рек и в береговой зоне, неграмотное произведение застройки прибрежной полосы, в том числе строительство железной дороги и Сочинского порта. По данным ЦНИИС ГОССТРОЯ СССР, в отдельные годы до 1956 года изъятие наносов для строительства в характеризуемом районе составляло до 175 тыс. м3. К 1967 году, по сравнению с 1914 г., объем пляжевого материала сократился с 13,9 млн. м3 до 5,9 млн. м3, а средняя ширина пляжевой полосы сократилась в 2,5 раза и составила в 1968 году всего 18-20 метров . С 1967 года началась массовая и систематическая отсыпка материала на Сочи-Адлерском отрезке, охватив и ряд других участков. К началу 70-х годов величина изъятий несколько снизилась и составила примерно 35 тыс. м3. В последующие годы изъятие было запрещено.
В немалой степени повлияла многолетняя техническая политика защиты морских берегов различными типами железобетонных конструкций (подпорные и волноотбойные стенки, буны, волноломы, наброски фигурных бетонных массивов и т.п.). Причем многие из них уже стали наглядной иллюстрацией полной непригодности жестких систем берегоукрепления, не говоря уже об ущербе, который нанесли сплошные нагромождения железобетона берегам Большого Сочи, Туапсе, Геленджика и др. На открытых участках морских берегов, в связи с недостатком пляжей многие санатории и дома отдыха применяют изжившие себя бетонные буны и подпорные стенки. «Жертвами» такого подхода оказались здравницы в Дивноморске, Кабардинке, Геленджике и др. В связи с антропогенным вмешательством в динамику береговой зоны моря, значительно ухудшилась рекреационная ценность побережья, и сейчас, большая часть берегов с клифами, а также ряд участков с низменными берегами представлены в тыловой части пляжа волноотбойными стенками, сопровождающимися системой бун, а устьевые участки ряда рек - забетонированы [4].
Перехват потока наносов портовыми сооружениями, бунами и волноломами стал причиной низового размыва, охватившего десятки километров ранее стабильного берега. Наиболее ярко этот процесс проявился после строительства в 30-х годах прошлого столетия молов Сочинского порта. К настоящему времени от мыса Уч - Дере до устья р. Мзымта построено 2 порта, 515 бун, 42 волнолома , 35 км волноотбойных стен и др. Общая длина берегоукрепительных сооружений почти в 2 раза превышает длину самой береговой линии. Многие участки буквально завалены набросками фигурных бетонных массивов (Рисунок 9).
Рисунок 9 - Участок берега близ р. Мацеста (фото автора)
Большая часть сооружений не обеспечивает эффективную защиту берега от разрушения, а лишь усугубляет этот процесс.
Во многих местах берег совершенно непригоден для использования в рекреационных целях. Уродливые нагромождения железобетонных конструкций значительно ухудшают эстетические достоинства берегового ландшафта. Особенно, вдоль линии железной дороги Туапсе-Адлер, построенной в связи с постоянной многолетней тенденцией роста населения в береговой зоне и увеличением масштабов экономической деятельности в прибрежных районах. Железнодорожное полотно располагается непосредственно вдоль побережья; в результате строительства и эксплуатации происходит процесс постоянного бесконтрольного антропогенного воздействия на прибрежную зону моря, сопровождающийся сокращением площадей естественных пляжей и усилением абразии. В связи со строительством железной дороги в период с 1946 г. до начала 50-х годов широкий размах получило бессистемное строительство берегоукрепительных сооружений. Неправильная последовательность в закреплении бунами береговой полосы привела к катастрофическим размывам пляжей. За период с 1914 по 1941 гг. среднее расстояние от оси железной дороги до уреза моря сократилось с 44,8 м до 42,5 м (на 2,3 м). Возможно, процесс выработки нового профиля равновесия растянулся и на более длительный период - до 1950-51 гг., при этом расстояние уменьшилось до 40,4 и 37,6 м. По данным ЦНИИС , к 1967 г. по сравнению с 1914 г. объем пляжевого материала сократился с 13,9 млн. м3 до 5,9 млн. м3, а средняя ширина пляжевой полосы сократилась в 2,5 раза и составила в 1968 г. всего 18-20 м. Однако, сравнивая величины среднего расстояния от оси железной дороги до уреза моря за этот же период (44,8 м в 1914 г. и 37,9 м в 1968 г.), об изменении ширины пляжа в 2,5 раза говорить не приходится. По изменениям расстояний от оси с уверенностью можно сказать лишь о том, что до середины 80-х годов наблюдается общая тенденция к уменьшению ширины пляжей [5].
Еще статьи по экологии
Экологический кризис в России
Экологический
кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из
видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее
выживание.
Причины
...
Процесс воспроизводства биологических ресурсов Волгоградской области
Год
от года влияние деятельности человека на окружающую среду непрерывно возрастает
и вызывает ее изменения. В своей жизнедеятельности мы не можем отказаться ни от
использования биологическ ...
Основные мероприятия по предотвращению или сведению к минимуму загрязнения водной среды при эксплуатации нефтеналивных судов
Распределение
мировых запасов нефти и газа на нашей планете весьма неравномерно. Кроме того,
они часто удалены от основных промышленных районов. Это ведет к непрерывному
росту танкерного фл ...