Особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах. Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.

Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называют рефлексивным.

Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно:

· осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; экологический компетенция подросток образование

· более контролируемой и управляемой становится речь;

· интеллектуализация процессов восприятия;

· формирование установки на размышление.

Исследования отношений развивающейся личности к миру природы представляются актуальными как для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания, так и для углубления представлений возрастной психологии о своеобразии психологических особенностей каждого возраста.

В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским [ 4 ] предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе; С.Д. Дерябо [ 5 ] изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты.

В нашем представлении природа существует как бы сама по себе, в отдельности от человека, на дистанции. Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек - владыка, а она - служанка, и говорим об этом искусственном противостоянии: человек и природа, вкладывая в смысл больше безродной надменности, нежели сыновней заботы. Улавливая распад в ней самой и в отношениях с нами, сердце бунтует против размежевания и подсказывает, что человек неотделим от природы, он тоже ее суть. В пору нашей зрелости память о нашем родстве с природой оттесняется повседневностью в потаенные уголки души. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания. Отчуждение человека от природы происходит пропорционально урбанизации. Если сельский житель тут же ощущает загрязнение воды, которую он пьет, тут же обнаруживает источники загрязнения и во многих случаях может ликвидировать причину, то городской житель, зная прекрасно, что он же и портит воду, продолжает это делать, т.к. в водопровод вода попадает очищенной и страдать ему как будто не приходится. Только осознав кровное родство с природой, мы можем, пока не поздно, в корне изменить свое отношение к природе и сохранить ее для потомков. В душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им у человека возникает ощущение связи со всеми живущими на земле, ощущение связи с родной землей, любовь к ней.

Если у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с окружающей средой реализуются на бессознательной основе, то своеобразие следующего возрастного периода заключается в том, что подростки начинают осознавать не только свою личность, но и природу, окружающую социальную среду как объекты отношения и существования. Создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Овладение началами знаний о природе и обществе, непосредственное и опосредованное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека, расширяет возможность для понимания остроты современных экологических проблем. Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию.

Человек встречает в природе удивительную гармонию красок и форм, видит в ней идеал совершенства. Для нас близость к природе, понимание природы является самой жизнью, радостью, большой долей возможного счастья. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», записал в дневнике Лев Толстой [ 6 ]. Общение с природой является психологическим гарантом таких качеств, как благородство, сострадание, милосердие. Нельзя воспитывать лучшие качества человека и одно из них - гуманизм, не прививая любви к природе, к живым существам. Следовательно, экологическое воспитание неразрывно связано с проблемой становления личностной позиции каждого школьника. Формирование отношения ребенка к природе как к самостоятельной ценности является основой его экологической культуры. Формирование экологической культуры личности является приоритетным направлением воспитания сегодня. Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование и предполагает наличие у человека экологических знаний, развитого в экологическом плане сознания и способности принимать экологически правильные решения. Стержнем экологического воспитания детей выступает становление ответственного отношения к природе. В этом процессе происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций и применение этих знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий
В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики - это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды. Велик ...

Сертификационные требования к экологической безопасности топливных систем двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств
Правительства всех высокоразвитых стран большое внимание стараются уделить здоровью населения. В последнее время большие опасения вызывает малоизученное вредное воздействие малых доз химиче ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...