Особенности подросткового возраста

Как невозможно научить человека любить природу, постоянно не общаясь с ней, не делая для себя каждодневных открытий, не познавая законов природы, не поражаясь многообразию и совершенству форм животного и растительного мира, так невозможно стать защитником природы, не зная и не любя ее. Решение проблемы рационального использования природных богатств земли возможно лишь в том случае, если каждый из нас встанет на защиту природы. И здесь роль семьи огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение человека к окружающим нас флоре и фауне, перестроить сознание, потому что время, когда человек мог брать безнаказанно у природы, давно прошло. Если раньше в семьях обязательно, всерьез и задушевно говорили о том, что нужно сохранять в природе то-то и то-то, так как там живет такой-то дух-покровитель, теперь в эти «темные суеверия», в эти «глупые байки» не верит никто, даже если их кто-нибудь рассказывает. Надо признать, ценность природы не всеми понимается одинаково. Для одних лес - это всего лишь место, где можно и заблудиться. Если нет грибов и ягод - в лесу им скучно. Для других - это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым. Все увиденное в природе вызывает у ребенка познавательную потребность.

Видение и переживание красоты окружающего мира - один из главнейших источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности той мысли, что человек живет только в отведенное природой время в вечной жизни мира, природы, красоты. Очень важно, чтобы в отрочестве каждый подумал о том, как нужно прожить свою жизнь. Путешествия в природу всей семьей должны обогащать ощущения и восприятия подростка. Все, о чем дети узнали, что увидели, что поразило их воображение, можно зафиксировать в фотографиях, рассказе, сочиненном после прогулки, родители могут помочь в этом.

Сильным толчком к пониманию природы может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Мама и папа должны иметь в виду, что в русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имен людей, обладающих особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. В этот ряд можно поставить и современников наших - Владимира Солоухина, Анатолия Жигулина, Виктора Астафьева.

В правильно ориентированном опыте семейного воспитания подростков привлекают к работе на садово-огородных участках, колхозно-совхозных и фермерских хозяйствах, в лесничествах, на рыборазводных фермах. Подростки, нацеленные не на разрушение, а на воспроизводство природных богатств, научатся не только управлять природой, а, прежде всего, собой.

Формирование экологического сознания и поведения, экологической культуры, а следовательно, и экологической компетентности может осуществляться различными путями - через политику, экономику, право, средства массовой информации и т.п. Однако ведущая роль принадлежит образованию. Предпосылками экологического образования в интересах устойчивого развития должны стать:

пересмотр идеи антропоцентризма о превосходстве человека над природой;

отказ от представлений о неисчерпаемости природных ресурсов;

осознание ответственности человечества в целом и каждого человека за состояние окружающей среды.

Таким образом, под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством учебной, трудовой и бытовой деятельности. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека. Экологическая компетентность - осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности.

Основу экологической компетенции составляют представления о системности и динамичности мира, всеобщей взаимосвязи культуры и природы; знания о процессах и явлениях, протекающих в природе и обществе, о роли и месте человека в системе мироздания, ценностные знания и нормативные ориентации, то есть элементы современной научной (в том числе экологической) картины мира, систематизирующей и обобщающей результаты познания природы, включая учения о биосфере и ноосфере, эволюционное учение, экологический императив. Наряду с этим должны включаются специальные теоретические и прикладные знания, необходимые для научно обоснованного разрешения и предупреждения экологических проблем:

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Особенности природопользования и негативного влияния антропогенных факторов на экологическое состояние Лунинецкого района
Практически любая деятельность общества оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Кроме того, потребляется л ...

Основные вопросы экологии
С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тес ...

Процесс снижения ущерба окружающей среде (на примере ОАО Сургутнефтегаз)
До настоящего времени анализ безопасности в нефтегазовой промышленности по существу сводился к чисто инженерным методам достижения технически оправданных уровней безопасности технологически ...