Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации. К методам позитивной мотивации можно отнести:
· установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;
· предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации ценных веществ из отходов;
· формирование целевого источника финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;
· изменение ценообразования (более полное отражение в ценах затрат на охрану окружающей среды, совершенствование системы цен на отходы производства;
· создание специализированных предприятий по переработке отходов, а так же кооперации между различными предприятиями по использованию отходов производства;
· совершенствование системы премирования работников.
Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия:
· платежи за загрязнение окружающей среды (нормативные и сверхнормативные);
· возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям;
· прямое воздействие на основной капитал предприятия.
В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении. В рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
На практике достаточно давно используется система платежей за природопользование: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.
В Республике Беларусь действует экологический налог в соответствии с гл. 19 Особенной частью Налогового кодекса он включает в себя следующие платежи:
. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
. Сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
. Хранение, захоронения отходов производства;
. Перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
. Переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
. Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений (ЛОС). В перечень таких товаров входят краски и лаки (включая эмали, политуры, клеевые краски) и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки; полиграфическая краска;
. Производство и (или) импорт пластмассовой и стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а так же импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару на основе бумаги или картона
В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога:
· Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ,
· Ставка налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс,
· Ставка налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды,
Еще статьи по экологии
Организация заповедного дела в России
Развитие человеческого общества никогда не было
бесконфликтным, непротиворечивым процессом. На протяжении всей истории
существования разумной жизни на Земле неизменно возникали вопросы, отве ...
Флора лесных сообществ островной поймы реки Волги в административных границах Саратовского района
Проблема
сохранения биологического разнообразия является одной из ключевых проблем
глобальной экологии (Юрцев, 1991), пути к решению которой пролегают через
изучение и охрану природных экос ...
Вода и жизнь
В
данном реферате нами будут рассмотрены следующие проблемы: качество питьевой
воды, чем опасна загрязненная вода, значение воды для здоровья людей, какая
вода пригодна для исцеления, истор ...