Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации. К методам позитивной мотивации можно отнести:

· установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;

· предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации ценных веществ из отходов;

· формирование целевого источника финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;

· изменение ценообразования (более полное отражение в ценах затрат на охрану окружающей среды, совершенствование системы цен на отходы производства;

· создание специализированных предприятий по переработке отходов, а так же кооперации между различными предприятиями по использованию отходов производства;

· совершенствование системы премирования работников.

Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия:

· платежи за загрязнение окружающей среды (нормативные и сверхнормативные);

· возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям;

· прямое воздействие на основной капитал предприятия.

В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении. В рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

На практике достаточно давно используется система платежей за природопользование: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

В Республике Беларусь действует экологический налог в соответствии с гл. 19 Особенной частью Налогового кодекса он включает в себя следующие платежи:

. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

. Сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

. Хранение, захоронения отходов производства;

. Перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

. Переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

. Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений (ЛОС). В перечень таких товаров входят краски и лаки (включая эмали, политуры, клеевые краски) и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки; полиграфическая краска;

. Производство и (или) импорт пластмассовой и стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а так же импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару на основе бумаги или картона

В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога:

· Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ,

· Ставка налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс,

· Ставка налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды,

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экологии

Водно-экологическая ситуация в Севастопольской бухте
Актуальность темы. Понятие «водно-экологическая ситуация связаны с неудовлетворенностью человека состоянием водных объектов с позиции условий его жизнедеятельности. В процессе хозяйственной ...

Очистка грунтовых вод, загрязненных промышленным предприятием Оловозавод г. Новосибирска
История предприятия ведётся с Новосибирского завода №520, введённого в феврале 1942 года, в составе Наркомата цветной металлургии СССР. В марте 1946 года, в связи с происходившим в СССР прео ...

Функционирование системы территориального экологического менеджмента на урбанизированной территории
Актуальность темы исследования. В мире, обществе и деятельности человека есть процессы управляемые и неуправляемые. Неуправляемые процессы происходят по естественным законам природы и общес ...