Договорно-правовые документы, регулирующие допустимые нормы, ограничивающие загрязнения морской среды

Для уменьшения или полного устранения загрязнения морском среды устанавливаются нормы и стандарты, относящиеся к конструкции судов, морских сооружений, портов и их оборудованию, а для предупреждения преднамеренного загрязнения морской среды, вызванного необходимостью, предусматриваются санкции в отношении виновных лиц. В настоящее время существуют различные пути ограничения техногенной деятельности, способствующей загрязнению морской среды, среди которых следует выделить четыре договорно-правовых способа регулирования подобной деятельности:

· полное запрещение, предполагающее, что ни при каких условиях то или иное вещество не может сбрасываться в море;

· стандарты сброса, оценивающие максимально допустимое содержание рассматриваемого загрязнения в сбросе;

· технологические стандарты, определяющие требования к конструкции и оборудованию судов и морских сооружений, а также к операциям, способным привести к нежелательному сбросу;

· разрешительные режимы, означающие, что сброс тех или иных загрязнений возможен лишь с разрешения, выдаваемого компетентными властями.

Первая Международная конференция по проблеме предотвращения загрязнения нефтью с судов состоялась в 1926 г. в Вашингтоне, однако принятая на ней конвенция, предусматривающая ограничение сбросов нефти в прибрежных зонах, так и не вступила в силу. Только в 1954 г. была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов, в течение многих лет остававшаяся единственным универсальным международным договором, направленным на защиту морской окружающей среды. Всего две статьи в Конвенции, принятой на первой Конференции ООН по морскому праву 1958 г., были посвящены предотвращению загрязнения моря. Так, статья 24 предусматривала обязанность государств «издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей и трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу».

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области предотвращения загрязнения морской среды связано с деятельностью Международной морской организации (ИМО), по инициативе которой, начиная с 1962 г. было проведено несколько крупных конференций, принявших различные поправки к Конвенции 1954 г, Так, вторая Международная конференция, проходившая в Лондоне в 1962 г значительно переработала и усилила Конвенцию 1954 г. Как и в своем первоначальном виде. Конвенция 1954 г., измененная поправками 1962 г., продолжала базироваться на режиме «запретных зон», но многие из них при этом были увеличены до 100 и 150 миль. Авария танкера «Торри-Каньон» способствовала подготовке и принятию Ассамблеей ООН поправки 1969 г., установившей новые критерии допустимых сбросов нефти и нефтепродуктов. Значение таких поправок чрезвычайно велико. В октябре 1971 г. Ассамблеей ООН были приняты еще две поправки к Конвенции, однако они не вступили в силу, но их положения были полностью включены в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

Международная конференция, посвященная проблеме предотвращения загрязнения моря, побережья и атмосферы судами и другими объектами, эксплуатируемыми в морской среде, была созвана в 1973 г. в Лондоне по инициативе Ассамблеи ИМО. Основной целью этой конференции являлось достижение полного прекращения преднамеренного загрязнения моря нефтью и иными веществами и сведения к минимуму их случайных разливов. Главным вопросом повестки дня конференции явилось обсуждение и принятие международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенции МАРПОЛ - 73). Структурно Конвенция состоит из 20 статей, двух протоколов, отражающих порядок передачи информации об инцидентах, связанных со сбросом загрязненных веществ (Протокол I), арбитражной процедуры урегулирования споров (Протокол II) и пяти приложений. Статьи Конвенции отражают общие нормы, относящиеся ко всем приложениям, и образуют правовую базу для практического применения каждого из них. Любое из приложений может по существу считаться самостоятельной конвенцией и применяться одно независимо от другого. Они содержат:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Технологические решения, повышающие экологическую безопасность бизнеса нефтепергонного завода
Разработать технологические решения, повышающие экологическую безопасность производственного бизнеса Сибур. Параллельно в решении бизнес кейса развить тему: «Экоиндустрия, как социальная от ...

Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков
В процессе своего развития человечество поставило под угрозу существование естественных экологических систем и природных комплексов, которые являются необходимым условием сохранения био ...

Промышленные предприятия и окружающая среда (на примере ОАО Кызылская ТЭЦ)
Во все времена человек стремился к улучшению качества жизни, что побуждало его использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век стал отправной точкой подъема развития и роста пром ...