Проблемы эксплуатации систем мойки танков на танкерах. Взрыв и пожар на танкере «Магас»

По технологической карте мойки грузовых танков утвержденной капитаном танкера «Магас», моечную воду следует подогреть до 35-38 °С. Тогда при выходе из моечных машинок она может иметь температуру 32,5°С. Но она не может быть ниже 25 °С, как это фиксируется в ответах старшего помощника капитана и донкермана.

Такой уровень температуры несомненно способствовал интенсивному испарению нефтеостатков под влиянием тепла передаваемого контурами трубопроводов подогрева, особенно верхнего контура, который, исходя из высоты уровня отстаиваемой воды, находился либо в слое отстоявшихся нефтеостатков, либо вблизи него. При этом необходимо помнить, что оптимальная температура моющей жидкости, определенная в ходе экспериментальных исследований по обеспечению электростатической искробезопасности на танкерах типа «Астрахань», к которым относится и танкер «Магас» не должна превышать 20 °С. В противном случае необходимо использовать СИГ, что в данном случае сделано не было. Наиболее вероятной причиной появления взрывоопасной концентрации углеводородов на танкере могут служить остатки ранее перевозимого груза в танках или трубопроводах.

Следует отметить, что ранее такие случаи имели место. Например, датский танкер «Прима Маерск» был осмотрен в Лиссабоне инспектором на предмет ремонта. Инспектор констатировал отсутствие паров углеводородов в танках после мойки. Трубопроводы, промытые при предыдущей мойке танков, остались необследованными. Судно получило разрешение на проведение сварочных работ в танках во время балластного перехода. При подварке ограждений на площадке одного из танков, когда вниз упали искры, произошли взрыв и пожар. Расследование показало, что в некоторых участках трубопроводов грузовой системы скопилась нефть. Во время проведения балластных операций в танк, где в последующем должны были вестись сварочные работы, попало небольшое количеств нефти из трубопроводов, оказавшееся вполне достаточным для образования газовоздушной смеси взрывоопасной концентрации.

До подготовки к приему нового груза в порту Монгстад (Норвегия) танкер «Магас» выгрузил 18476,327 т газойля, с температурой вспышки менее 40 °С, относящегося к летучим нефтепродуктам с температурой вспышки менее 60 °С и весьма взрыво-пожароопасного. После выгрузки газойля грузовые танки и слоп-танк были вымыты, нефтеостаток в количестве 190 м3 был сдан в порту, но при таком количестве нефтеостатка возможно, что часть его могла остаться в танках, или, в каких-либо участках трубопроводов. Это и могло послужить возникновению взрыва в случае появления источника воспламенения.

В представленных документах отсутствуют сведения о дегазации грузовых трубопроводов после сдачи груза и перед проведением мойки танков, нет записи в соответствующих документах о промывке моечных трубопроводов перед началом мойки.

К источникам воспламенения, приведшим к взрыву на танкере «Магас» можно онести разряд статического электричества, искрение в результате трения в зоне разрушения мерного ограждения на площадке слоп-танка или образование искры в этом же месте, если разрыв сварного шва произошел в процессе мойки, и, наконец, попадание какого-либо источника воспламенения в слоп-танк через открытую горловину спуск-трапа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Технология фиторемедиации
Для обезвреживания ядовитых органических веществ, попадающих в окружающую среду с отходами химических предприятий, уже давно и довольно успешно используют различные микроорганизмы. Однако о ...

Проектирование и озеленение многофункционального парка Водохранилище Дрозды
Расширение городов автоматически влечет за собой катастрофическое уменьшение лесных ресурсов. Увеличение промышленных зон, транспортных артерий, прокладка новых дорог, строительство жилых ма ...

Оценка состояния атмосферного воздуха в районе Севера
Мониторинг - это система выполняемых по заданной программе регулярных, комплексных, долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, происходящими природными явлени ...