Проблемы эксплуатации систем мойки танков на танкерах. Взрыв и пожар на танкере «Магас»

По технологической карте мойки грузовых танков утвержденной капитаном танкера «Магас», моечную воду следует подогреть до 35-38 °С. Тогда при выходе из моечных машинок она может иметь температуру 32,5°С. Но она не может быть ниже 25 °С, как это фиксируется в ответах старшего помощника капитана и донкермана.

Такой уровень температуры несомненно способствовал интенсивному испарению нефтеостатков под влиянием тепла передаваемого контурами трубопроводов подогрева, особенно верхнего контура, который, исходя из высоты уровня отстаиваемой воды, находился либо в слое отстоявшихся нефтеостатков, либо вблизи него. При этом необходимо помнить, что оптимальная температура моющей жидкости, определенная в ходе экспериментальных исследований по обеспечению электростатической искробезопасности на танкерах типа «Астрахань», к которым относится и танкер «Магас» не должна превышать 20 °С. В противном случае необходимо использовать СИГ, что в данном случае сделано не было. Наиболее вероятной причиной появления взрывоопасной концентрации углеводородов на танкере могут служить остатки ранее перевозимого груза в танках или трубопроводах.

Следует отметить, что ранее такие случаи имели место. Например, датский танкер «Прима Маерск» был осмотрен в Лиссабоне инспектором на предмет ремонта. Инспектор констатировал отсутствие паров углеводородов в танках после мойки. Трубопроводы, промытые при предыдущей мойке танков, остались необследованными. Судно получило разрешение на проведение сварочных работ в танках во время балластного перехода. При подварке ограждений на площадке одного из танков, когда вниз упали искры, произошли взрыв и пожар. Расследование показало, что в некоторых участках трубопроводов грузовой системы скопилась нефть. Во время проведения балластных операций в танк, где в последующем должны были вестись сварочные работы, попало небольшое количеств нефти из трубопроводов, оказавшееся вполне достаточным для образования газовоздушной смеси взрывоопасной концентрации.

До подготовки к приему нового груза в порту Монгстад (Норвегия) танкер «Магас» выгрузил 18476,327 т газойля, с температурой вспышки менее 40 °С, относящегося к летучим нефтепродуктам с температурой вспышки менее 60 °С и весьма взрыво-пожароопасного. После выгрузки газойля грузовые танки и слоп-танк были вымыты, нефтеостаток в количестве 190 м3 был сдан в порту, но при таком количестве нефтеостатка возможно, что часть его могла остаться в танках, или, в каких-либо участках трубопроводов. Это и могло послужить возникновению взрыва в случае появления источника воспламенения.

В представленных документах отсутствуют сведения о дегазации грузовых трубопроводов после сдачи груза и перед проведением мойки танков, нет записи в соответствующих документах о промывке моечных трубопроводов перед началом мойки.

К источникам воспламенения, приведшим к взрыву на танкере «Магас» можно онести разряд статического электричества, искрение в результате трения в зоне разрушения мерного ограждения на площадке слоп-танка или образование искры в этом же месте, если разрыв сварного шва произошел в процессе мойки, и, наконец, попадание какого-либо источника воспламенения в слоп-танк через открытую горловину спуск-трапа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Особенности природопользования и негативного влияния антропогенных факторов на экологическое состояние Лунинецкого района
Практически любая деятельность общества оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Кроме того, потребляется л ...

Сертификационные требования к экологической безопасности топливных систем двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств
Правительства всех высокоразвитых стран большое внимание стараются уделить здоровью населения. В последнее время большие опасения вызывает малоизученное вредное воздействие малых доз химиче ...

Оценка антропогенного воздействия на лесопарковые зоны г. Чебоксары
Сегодня в связи с урбанизацией зеленым зонам, находящимся в пригородах крупных промышленных центров, отечественными и зарубежными исследователями уделяется большое внимание. Экологическое значение эти ...