Проблемы эксплуатации систем мойки танков на танкерах. Взрыв и пожар на танкере «Магас»

Взрыв на танкере «Магас», произошедший в октябре 2000г. в Северном море в отстойном танке при мойке грузовых танков, был вызван возникновением опасности при мойке танков.

Согласно представлению о физико-химическом процессе горения для возникновения процесса горения необходимо иметь три составляющих элемента:

) горючее вещество, в данном случае паровоздушную смесь воздуха и углеводородов с содержанием кислорода более 11 % по объему;

) концентрацию паров углеводородов в атмосфере танка выше нижнего предела воспламеняемости;

) температуру паровоздушной смеси соответствующую самовоспламенению (т.е. источник воспламенения).

При скоростном (мгновенном) развитии процесс горения переходит во взрыв, сопровождающийся резким повышением температуры и давления газов и механическим воздействием при их расширении на окружающие объекты. Авария на танкере «Магас» говорит о том, что все необходимые для возникновения взрыва и пожара элементы имели место на судне.

На момент взрыва мойка велась в неинертизированном грузовом танке №4 в обедненной атмосфере по замкнутому циклу. Ведение мойки по замкнутому циклу обусловлено тем что, Северное море относится к особым районам, согласно Международной конвенции МАРПОЛ-73/78 промывочная вода должна сдаваться на берег.

Проведение мойки в обедненной атмосфере в данном случае предполагает, что содержание кислорода при мойке приближается к 20% и не контролируется, о чем свидетельствует открытая в нарушение всех инструкций - горловина спуска в слоп-танк ЛБ, через которую воздух беспрепятственно поступал в слоп-танк во время мойки.

На интенсивность поступления воздуха в слоп-танк № 10 ЛБ дополнительно мог повлиять эффект эжекции, проявляющийся за счет понижения уровня промывочной жидкости и увеличения объема газовоздушной составляющей при откачке отстоявшейся в слоп-танке воды на мойку танка № 4 грузовым насосом, используемым в качестве зачистного и имеющего подачу в пять раз большую, чем моечный насос. Некоторое количество воздуха, а также паров углеводородов, может поступать в слоп танк за счет прохватов газовоздушной смеси при зачистке танков грузовым насосом.

Во время мойки следует вести регулярный контроль газового состава атмосферы танка на различных уровнях. При этом индикатор воспламеняющегося газа должен позволять определять процентное содержание газа вплоть до НПВ. При достижении концентрации паров углеводородов равной 50% от НПВ мойку необходимо прекратить для проведения дегазации танка. Возобновить мойку разрешается тогда, когда после непрерывного вентилирования концентрация газа уменьшается до 20% от НПВ и будет поддерживаться на этом уровне или уменьшатся в течение непродолжительного времени.

Перед началом мойки содержание паров углеводородов в танках №№1-8 составляло 4-7% от НПВ, в слоп-танке №9 ПрБ - 0%, а в слоп-танке №10 ЛБ - 2%. Дальнейшие замеры показали, что в процессе мойки концентрация газа непрерывно возрастала, и к моменту взрыва в слоп-танке № 10 ЛБ она достигла НПВ. Можно предположить, что наиболее вероятной причиной взрыва послужило сначала - незначительное, а затем все более опасное интенсивное нарастание концентрации паров углеводорода. Это могло происходить при следующих обстоятельствах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Сырьевые ресурсы
Природные минеральные ресурсы нашей планеты колоссальны, но имеют конечную величину. Наши знания об этих ресурсах увеличиваются, а возможности их добычи растут по мере технического прогресс ...

Определение загрязнения путем снегомерных измерений
Состояние окружающей среды крупных городов обычно оценивается по состоянию отдельных ее составляющих: атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и растительного покрова, здор ...

Технология фиторемедиации
Для обезвреживания ядовитых органических веществ, попадающих в окружающую среду с отходами химических предприятий, уже давно и довольно успешно используют различные микроорганизмы. Однако о ...