Экономический механизм охраны природной среды

Возможности формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды в нашей стране лимитируются несколькими причинами:

. слабостью системы мониторинга,

. ограниченностью возможностей перераспределения разрешений между предприятиями из-за почти повсеместного нарушения стандартов качества окружающей среды и сложностью учета фактора географического расположения источников загрязнения.

Принцип пузыря заключается в следующем: пузырем понимается территория предприятия с несколькими точками выброса, которые могут сами перераспределять интенсивность выброса в каждой точке, при условии непревышения итогового выброса на заданном органами охраны окружающей среды уровне.

Принцип пузыря также может иметь рыночную реализацию - предприятие, имеющее итоговые выбросы ниже установленных, может продавать право на неиспользованный выброс другим предприятиям [5, с.126].

Выводы

1. Если в 60-70 гг. 20 века охрана окружающей среды базировалась на командно-административных механизмах, то позднее все более широко используются экономические механизмы управления, основанные на принципах рыночного регулирования.

. В нашей стране в 1991 г. в Законе "Об охране окружающей природной среды" был закреплен принцип платности использования природных ресурсов, включающий плату за землю, за пользования недрами, воду, лесные ресурсы, пользование ресурсами животного мира, за загрязнение окружающей среды.

. Предприятия только тогда охотно займутся природоохранной деятельностью, когда повсеместно будет внедрен такой механизм стимулирования, при котором соблюдается следующее неравенство:

Зпод < (Рут + Нл + Кл + Цн)

Зпод < (Пси + Псз + Пср + Ш + Ндоп)

где Зпод - затраты предприятия на природоохранительную деятельность, Рут

прибыль от утилизации отходов, Нл - льготы по налогообложению, Кл - кредитные льготы, Цн - надбавка к цене, Пси и Псз - платы за сверхнормативное использование ресурсов природы и загрязнение окружающей среды, Пср - плата за размещение отходов в окружающей среде, Ш - штрафы, Ндоп - дополнительное налогообложение [3, c.131].

. Несовершенство правовой базы по экономическому механизму охраны окружающей среды в нашей стране пока не дает возможности использовать экономические рычаги в охране окружающей среды и рациональном природопользовании с полной эффективностью.

Приложение

Задача: Расчет максимальной приземной концентрации вредного вещества. Вариант 6.

Условие: котельная расположена в г. Братске, котельная ДКВР, тип топлива - каменный уголь.

V=3.1 m/c=20 m=0.9 m

Тr=145oC

T=20oC

A=180 загрязнитель - сажа

мощность выброса М=2.9 г/c

очистка ŋ=80%

фоновые загрязнения 0.6 ПДК

ПДК=0.05 мг/m3

Решение

По [1] основная ф-ла для расчета

F=2.5 (для степени очистки 75-90%)

ΔT=145-20=125oC

m, n рассчитываются как функция вспомогательных величин f и v

при f < 100

Коэффициент п при f < 100 определяется при 0,5 £ uм < 2 по формуле:

п = 0,532 - 2,13uм + 3,13

n = 0.532 ·1.742 - 2.13 · 1.74 +3.13 =1.053

Расстояние хм (м) от источника выбросов, на котором приземная концентрация с (мг/м3) при неблагоприятных метеорологических условиях достигает максимального значения см, определяется по формуле

,d = 4,95 uм (l + 0,28 ) при 0,5 < uм £ 2

,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Оценка воздействия процесса строительства на компоненты окружающей среды
В настоящее время экологическая ситуация в экономически развитых регионах и городах РФ часто является неблагополучной, что обусловлено повышенной антропогенной нагрузкой. В связи с этим действующие за ...

Особо охраняемые природные территории РФ
Принято считать, что один из самых ранних заповедников в мире был создан еще в III веке до н. э. на острове Шри-Ланка. И в тот же период местным императором был впервые принят закон по защит ...

Оценка состояния атмосферного воздуха в районе Севера
Мониторинг - это система выполняемых по заданной программе регулярных, комплексных, долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, происходящими природными явлени ...