Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении
Условия экологической деятельности связаны с таким способом взаимодействия человека и природы, когда человек не только включается, использует и организует природные процессы (что характерно для охоты и собирательства, земледелия, скотоводства), но создает (созидает) процессы, становящиеся частью окружающей природной среды. Экологическая деятельность человека непосредственно направлена на создание жизненно необходимых процессов экологической среды, что приводит к существенному преобразованию последней. Таким образом, следует различать экологическую деятельность от деятельности в экологической среде.
Психолого-педагогические условия включают:
разработку и совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации программ экологического образования;
обеспечение реализации, развития и коррекции экологической компетенции в повседневной деятельности учащимися;
организация непосредственного контакта учащихся и окружающего природного мира на всех уровнях эколого-образовательного процесса в образовательных, воспитывающих и развивающих и социализирующих целях;
развитие системы дополнительного экологического образования детей;
активизация внеучебной деятельности школьников, работы детских и молодежных общественных организаций экологической направленности, экологического творчества (технического, художественного, исследовательского и т.п.);
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров учителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов), работающих в области экологического образования;
разработка в и внедрение экологизированных образовательных программ учебных предметов;
экологизация компонента образовательного учреждения базисного учебного плана (элективные курсы, учебные практики, проекты);
предупреждение формализма в осуществлении образовательного процесса, обсуждение и разрешение педагогических затруднений, возникающих в процессе развития экологической компетенции учащихся;
системная интеграция процесса формирования экологической компетенции в целостный учебно-воспитательный процесс;
развитие научно-методического сотрудничества, обмен опытом на местном, региональном, федеральном и международном уровне.
Оптимальной формой реализации указанных условий представляется проектирование развивающей эколого-образовательной среды образовательного учреждения. Развивающая эколого-образовательная среда - комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Данный комплекс дает возможность: а) для развития интересов и способностей учащихся, раскрытия потенциальных, скрытых возможностей; б) для реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности; в) для комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности; г) для раскрытия субъектности учащихся; д) для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.
В современных условиях диверсификации образования, административной реформы все более важную роль в реализации государственной образовательной политики играют образовательные учреждения. Управленческий, содержательный и методический аспекты формирования экологической компетенции должны быть отражены в деятельности образовательного учреждения с учетом ряда условий.
Условия социально-экологического характера:
влияние природных (географических, климатических, ландшафтных и др.) факторов на деятельность образовательного учреждения;
компенсаторный потенциал местных природных факторов;
специфика региональной и местной экологической ситуации, состояние местных экоситем (нормальное, рисковое, кризисное, катастрофическое);
наличие и интенсивность источников загрязнения окружающей среды;
демографические особенности региона (динамика численности, плотность, здоровье населения).
Условия социально-экономического характера определяют необходимость:
Еще статьи по экологии
Виды деградации почв
Деградация почвы - распространенное явление в мире. Хотя
качество почвы может быть улучшено путем рекультивации, большинство
антропогенных воздействий снижают качество почвы, прямо или косве ...
Оценка степени загрязнения атмосферы г.Твери за период 2010-2011г.
В
процессе развития человеческой цивилизации города становились средой
жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения
сосредоточено в городах. В некоторых странах эт ...
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
Последние
десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие -
экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для
обеспечения своего нормальн ...