Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении
Разработанная модель экологической компетентности ориентирует экологическое образование не столько на формирование экологических знаний, сколько на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем, в процессе чего возникают психологические новообразования в виде новых целей, мотивов, установок, ценностей, смыслов. Формирование экологической компетентности учащихся - целенаправленный процесс освоения теоретических знаний, практических умений, экологических ценностей, выработки экологических смыслов в ходе личностно и социально значимой экологической деятельности и приобретение на этой основе опыта решения экологических проблем. Концептуальную основу формирования экологической компетенции учащихся в процессе обучения решению экологических проблем составляют:
положения личностно-ориентированного образования о том, что: а) формирование экологической компетентности мыслится в общем контексте формирования целостной культурной личности; б) сущностным основанием обучения является личностное развитие учащихся как процесс и результат освоения социально и экологически значимой деятельности по выявлению, решению и предупреждению экологических проблем; в) непременным условием организации процесса экологического образования, в ходе которого осуществляется формирование компетенции в решении проблем, должно стать активное обращение к витагенному опыту учащихся;
общедидактические принципы: сознательности и активности учащихся; проблематизации; связи теории с практикой, практической направленности обучения; системности и последовательности; социальной обусловленности и научности обучения; дифференциации и индивидуализации обучения;
дидактические принципы экологического образования: взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных экологических проблем; интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий; прогностичности; единства общего, профессионального и экологического образования.
специфические принципы компетентностно-ориентированного образования - принцип погружения, альтернативных вариантов решений, свободного выбора ролей, сознательного принятия индивидуальной ответственности по результатам коллективного обсуждения, обратной связи, самооценки оценки работы партнёров по группе.
Адекватной технологией для формирования экологической компетенции представляется обучение решению проблем, как вариант проблемного обучения, предусматривающий проблематизацию не только процессуальной, но также и содержательной стороны обучения, направленный на подготовку выпускников к самостоятельному принятию решений в проблемных ситуациях, на применение усвоенного учебного материала в повседневной жизни. Наряду с познавательными проблемами, традиционными для проблемного обучения, содержание обучения решению экологических проблем должно быть дополнено проблемами моделирования и практического преобразования. Важной особенностью обучения решению экологических проблем является его ситуативность, соответствующая ситуативному характеру актуального проявления компетентности как способности, готовности и опыта практической деятельности. Таким образом, культурно- исторический подход к изучению экологических проблем, когда решение предлагается на основе культурных образцов, нежели принимается учащимися, должен быть дополнен ситуативным подходом, который обеспечивает принятие решения в конкретной проблемной ситуации. Создание учебных личностно-ориентированных проблемных ситуаций обусловливает личностную позицию субъекта, обеспечивает актуализацию индивидуального жизненного опыта учащихся, что повышает личностную значимость обучения, потребность в поиске значений и смыслов.
Еще статьи по экологии
Нефтеперерабатывающие заводы — источник загрязнения атмосферы. Расчет выбросов от установки АВТ. Технологическая печь П-2
Основным энергоносителем и основным источником углеводородного сырья в России является нефть. Темпы развития нефтяной промышленности в бывшем Советском Союзе не имели аналогов в мире. В 1988 г. в Росс ...
Проект установки для очистки выбросов в атмосферу, образующихся при сжигании топлива
Предприятия, вырабатывающие электрическую и тепловую энергию
на базе органического топлива, называются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ).
Почти 2/3 тепловой энергии и остатков бывшего топлива в ...
Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение
- один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас
приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут
послужить хорошей отрицате ...