Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении

г) для раскрытия субъектности учащихся;

д) для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

Заключение

Экологическая компетенция имеет ключевое значение с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни как цели устойчивого социо-эколого-экономического развития и биосферной функции человечества.

Наиболее адекватным для обоснования общеобразовательного характера и содержания экологической компетенции представляется проблемно-ориентированный подход. При этом экологическую компетенцию и компетентность можно определить, соответственно, как нормативное требование и личностное качество, заключающееся в способности, готовности и опыте решения экологических проблем.

Экологическая компетентность является закономерным звеном в системе результатов экологического образования: экологическая грамотность (освоение знаний, умений и навыков) - экологическая образованность (дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности) - экологическая компетентность (осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности) - экологическая культура (преумножение опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающее сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека).

Формирование экологической культуры как генеральная цель общего экологического образования должно предусматривать в качестве одной из необходимых стадий формирование экологической компетенции учащихся.

Базовыми категориями для обоснования сущности экологической компетентности являются «экологичная личность», «экологическая деятельность», «экологическое сознание». В рамках онтологического подхода к определению экологического сознания, когда человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности (субъект и объект), экологическая компетентность становится важной характеристикой человека, который исходно рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся система природы, которая реализует в своем самоосуществлении универсальные закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в целом, как субъект процесса развития биосферы, результат собственного саморазвития и одновременно его предпосылка. В этом случае система «человек - природа» выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к саморазвитию.

В рамках онтологического подхода раскрывается смысл базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании: учиться знать» - познавать природу; «учиться делать» - создание собственных творческих продуктов; «учиться жить» - сохранение среды обитания; «учиться быть» - выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.

В структуре экологической компетентности можно выделить пять основных компонентов, содержание которых представлено ниже: 1) потребностно-мотивационный - потребности в самоактуализации, безопасности, познавательные, нравственные, эстетические, мировоззренческие потребности; натуралистические, гражданско-патриотические, социально- гуманистические, экономические, практические мотивы экологической деятельности); 2) когнитивный компонент - положения современной научной (экологической) картины мира (учение о биосфере и ноосфере, эволюционное учение, экологический императив); элементы экологического мышления - аналитические, прогностические, диагностические, проективные, рефлексивные умения, способы выявления и решения проблем; 3) практически-деятельностный компонент - освоение различных видов (охранительная, преобразовательная, восстановительная и образовательная) и функций (познавательная, практическая, информационная, трудовая, экономическая, рекреационная, здоровьесберегающая и реабилитационная, досуговая, развивающая, социализирующая) экологической деятельности; 4) эмоционально-волевой компонент - волевые качества (дисциплинированность, организованность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность), необходимые для реализации экологической деятельности, и возникающие при этом эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, симпатии, антипатии, привязанности, любовь к природе, негативное отношение к неблаговидным поступкам, вредным привычкам); 5) ценностно-смысловой компонент - экзистенциальные смыслы, социоприродные, эколого-нравственные, эколого- гуманистические, эколого-эстетические ценности, ценности существования в природе, определения жизненной стратегии, физического и духовного развития, практической экологической деятельности. Ценностно-смысловой компонент экологической компетентности выступает в качестве базового. С учетом ведущей роли ценностно-смыслового компонента, уровненная дифференциация экологической компетенции может быть проведена по степени осознанности собственной компетентности субъектом, степени отражения компонентов экологического сознания в субъектном опыте: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность. Предложена система критериев (потребностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельностный, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой) и соответствующих показателей экологической компетентности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Очистка грунтовых вод, загрязненных промышленным предприятием Оловозавод г. Новосибирска
История предприятия ведётся с Новосибирского завода №520, введённого в феврале 1942 года, в составе Наркомата цветной металлургии СССР. В марте 1946 года, в связи с происходившим в СССР прео ...

Энергоэффективность и ресурсосбережение – вклад СКК, польза для всех
Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на кото ...

Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной литературы посвященный проблеме промышле ...