Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении

г) для раскрытия субъектности учащихся;

д) для системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

Заключение

Экологическая компетенция имеет ключевое значение с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни как цели устойчивого социо-эколого-экономического развития и биосферной функции человечества.

Наиболее адекватным для обоснования общеобразовательного характера и содержания экологической компетенции представляется проблемно-ориентированный подход. При этом экологическую компетенцию и компетентность можно определить, соответственно, как нормативное требование и личностное качество, заключающееся в способности, готовности и опыте решения экологических проблем.

Экологическая компетентность является закономерным звеном в системе результатов экологического образования: экологическая грамотность (освоение знаний, умений и навыков) - экологическая образованность (дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности) - экологическая компетентность (осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности) - экологическая культура (преумножение опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающее сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека).

Формирование экологической культуры как генеральная цель общего экологического образования должно предусматривать в качестве одной из необходимых стадий формирование экологической компетенции учащихся.

Базовыми категориями для обоснования сущности экологической компетентности являются «экологичная личность», «экологическая деятельность», «экологическое сознание». В рамках онтологического подхода к определению экологического сознания, когда человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности (субъект и объект), экологическая компетентность становится важной характеристикой человека, который исходно рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся система природы, которая реализует в своем самоосуществлении универсальные закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в целом, как субъект процесса развития биосферы, результат собственного саморазвития и одновременно его предпосылка. В этом случае система «человек - природа» выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к саморазвитию.

В рамках онтологического подхода раскрывается смысл базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании: учиться знать» - познавать природу; «учиться делать» - создание собственных творческих продуктов; «учиться жить» - сохранение среды обитания; «учиться быть» - выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.

В структуре экологической компетентности можно выделить пять основных компонентов, содержание которых представлено ниже: 1) потребностно-мотивационный - потребности в самоактуализации, безопасности, познавательные, нравственные, эстетические, мировоззренческие потребности; натуралистические, гражданско-патриотические, социально- гуманистические, экономические, практические мотивы экологической деятельности); 2) когнитивный компонент - положения современной научной (экологической) картины мира (учение о биосфере и ноосфере, эволюционное учение, экологический императив); элементы экологического мышления - аналитические, прогностические, диагностические, проективные, рефлексивные умения, способы выявления и решения проблем; 3) практически-деятельностный компонент - освоение различных видов (охранительная, преобразовательная, восстановительная и образовательная) и функций (познавательная, практическая, информационная, трудовая, экономическая, рекреационная, здоровьесберегающая и реабилитационная, досуговая, развивающая, социализирующая) экологической деятельности; 4) эмоционально-волевой компонент - волевые качества (дисциплинированность, организованность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность), необходимые для реализации экологической деятельности, и возникающие при этом эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, симпатии, антипатии, привязанности, любовь к природе, негативное отношение к неблаговидным поступкам, вредным привычкам); 5) ценностно-смысловой компонент - экзистенциальные смыслы, социоприродные, эколого-нравственные, эколого- гуманистические, эколого-эстетические ценности, ценности существования в природе, определения жизненной стратегии, физического и духовного развития, практической экологической деятельности. Ценностно-смысловой компонент экологической компетентности выступает в качестве базового. С учетом ведущей роли ценностно-смыслового компонента, уровненная дифференциация экологической компетенции может быть проведена по степени осознанности собственной компетентности субъектом, степени отражения компонентов экологического сознания в субъектном опыте: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность. Предложена система критериев (потребностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельностный, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой) и соответствующих показателей экологической компетентности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Подбор аппарата очистки выбросов гальванического участка цеха №41 ОАО ПСЗ Янтарь
Коренное решение проблемы защиты окружающей среды от выбросов промышленных предприятий состоит в создании замкнутых технологических циклов (безотходных систем). Однако их разработка и в ...

Саморазлагающаяся упаковка
Упаковочные материалы: стекло, жесть, картон, полиэтиленовая пленка; саморазлагающаяся упаковка - прекрасное решение проблем с утилизацией. Любой товар, представленный на современном рынке ...

Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной литературы посвященный проблеме промышле ...