Условия повышения эффективности развития экологической компетентности подростков в дополнительном образовательном учреждении

учета региональных национально-исторических особенностей уклада жизни населения, традиций;

выявления эколого-образовательного потенциала местного сообщества (заповедники, национальные и природные парки, библиотеки, ботанические сады, зоопарки, музеи, общественные организации, средства массовой информации и т.п.);

учета реальной социально-экономической ситуации в микрорайоне учреждения, потребностей местного сообщества (родителей, местных жителей, предприятий и организации, общественных организаций) в устойчивом развитии, улучшении состояния окружающей среды, повышения качества жизни;

сетевого взаимодействия с лицами, предприятиями, организациями, заинтересованными в реализации разработке и реализации программ устойчивого развития;

вовлечения учащихся в социально значимую практическую деятельность, направленную на выявление и решение местных экологических проблем с учетом потребностей и особенностей различных людей и социальных групп; - усиления социального партнерства в реализации программ экологического образования, учебных экологических проектов, организации досуга, отдыха и оздоровления учащихся;

реализации принципов устойчивого развития, социального партнерства в деятельности образовательного учреждения: социальное партнерство (государственно-общественное управление, повышение роли родителей, общественности в жизни школы), усиление роли молодежи (школьное самоуправление), совершенствование хозяйственной деятельности (экономия природных ресурсов, использование экологичного и здоровьесберегающего оборудования и технологий);

применения средств массовых коммуникаций, информационно-коммуникационных технологий.

В образовательном процессе необходимо использовать умение школьников самостоятельно усваивать информацию из окружающей действительности и накопленный в результате этого опыт. Одна из задач, которую также следует решить в процесс обучения, - выработка мотивирующего ожидания нового опыта познания, переживания и преобразования мира.

Для того чтобы решение указанных задач стало возможным, необходимо иметь представление о содержании опыта школьников в части знаний, мыслей, чувств, переживаний, связанных с проблемами окружающей среды. Этот аспект витагенного опыта можно определить как спонтанно приобретенный опыт изучения и решения экологических проблем. Накопление и систематизация данного опыта начинается задолго до перехода в старшую школу и происходит как во внешкольной жизненной практике (в семье, в кругу сверстников и т.п.), так и в ходе обучения, существует в латентной форме и зачастую актуально не осознается учащимся.

Система дополнительного образования позволяет формировать важные составляющие образовательных компетентностей, в том числе экологической за счет возможностей: свободного выбора деятельности с целью удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов; участия в коллективном планировании жизнедеятельности; выстраивания социальных взаимоотношений с другими людьми на основе взаимопонимания и сотворчества; приобретения и совершенствования новых знания, умений и навыков; развития духовных ценностей; получения субъектно значимого результата собственной деятельности.

Обобщение социально-педагогических и методических особенностей современного этапа развития экологического образования (экологическое образование для устойчивого развития) позволяет сформулировать его цель как освоение экологической компетенции, результатом чего будет, соответственно, экологическая компетентность учащихся. Данная результативно-целевая основа, опирающаяся на методологию компетентностного подхода, реализована в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, разработанной при в Институте содержания и методов обучения РАО (2007 г.)

Развивающая эколого-образовательная среда - комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Данный комплекс дает возможность: а) для развития интересов и способностей учащихся, раскрытия потенциальных, скрытых возможностей; б) для реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности; в) для комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Проблемы природопользования и землепользования в сельскохозяйственном производстве
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ ...

Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в знач ...

Современное состояние особо охраняемых природных территорий Ровеньского района Белгородской области
Проблема поддержания экологического баланса, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия особенно актуальна для староосвоенных регионов с высокими антропогенными нагрузками, в час ...