Понятие и правовые основы территориального экологического менеджмента

Система измерителей (показателей) сама по себе должна быть инвариантной для любой территориальной системы (государство, регион, муниципальное образование). Однако на уровне классификации состояний должна существовать возможность выделения специфики развития конкретной системы и тем самым выходить на разграничение и согласование предметов ведения, полномочий, функций, ответственности и иных особенностей уровней власти и управления.

Очевидны стратегическая и оперативная компоненты территориального экологического менеджмента (ТЭМ), что является прямым следствием сущности экологических процессов - непосредственной связи конкретных действий и отложенных последствий этих действий. Поэтому ТЭМ можно охарактеризовать как оперативно-стратегический. В этом смысле мы видим проявление нового типа управления экологической составляющей развития социально-экономических систем, когда возникает прямая необходимость моделирования отдаленных последствий оперативных решений.

Инновационная особенность или инновационная составляющая ТЭМ заключается в создании условий для введения экологической составляющей в хозяйственный оборот на основе применения новых идей и технологий. Однако напрямую инновационным ТЭМ назвать нельзя, поскольку обращение к природе в качестве "хозяйствующего субъекта" приводит к иным инновационным циклам, где при трансфере технологий возникают "природные паузы". В связи с этим, не нарушая общности в отношении локальных процессов, ТЭМ можно охарактеризовать как инновационно-нелокальный с запаздыванием.

Производственная составляющая ТЭМ также является не совсем обычной. С одной стороны, мы имеем дело с системным объектом "совокупность хозяйствующих субъектов территории". В этой части ТЭМ не отличается от экологического менеджмента предприятий, например, в части введения экологических стандартов ISO 14000 и осуществления иных стандартных действий. Однако в благоприятной экономической среде должен действовать весь системный субъект. Создание этой среды реализуется как на основе действий государственной власти, так и при управлении, преимущественно нелинейном, воспроизводством окружающей среды. В данном случае суть нелинейных методов управления заключается, в том числе, в анализе и регулировке выбросов предприятий и трансграничных переносов с предотвращением возникновения опасных и усиливающих друг друга комбинаций веществ, либо применении методов системных слабых воздействий для инициализации процессов самовосстановления окружающей среды. Поэтому ТЭМ можно назвать нелинейным производственным менеджментом.

Итак, территориальный экологический менеджмент (ТЭМ) находится на стыке государственного и муниципального управления и менеджмента производства и обладает необходимыми свойствами для организации процесса перехода от социально-экономического типа к социо-природному и организации новой структуры производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи по экологии

Особенности природопользования и негативного влияния антропогенных факторов на экологическое состояние Лунинецкого района
Практически любая деятельность общества оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Кроме того, потребляется л ...

Экологические проблемы озер Беларуси
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды ...

Экологическая компетенция подростков
Значительная роль в просвещении, связанном с проблемами окружающей природной среды, принадлежит общеобразовательному и дополнительному учреждению, именно в нем изучаются основы наук, на баз ...