Понятие и правовые основы территориального экологического менеджмента

Система измерителей (показателей) сама по себе должна быть инвариантной для любой территориальной системы (государство, регион, муниципальное образование). Однако на уровне классификации состояний должна существовать возможность выделения специфики развития конкретной системы и тем самым выходить на разграничение и согласование предметов ведения, полномочий, функций, ответственности и иных особенностей уровней власти и управления.

Очевидны стратегическая и оперативная компоненты территориального экологического менеджмента (ТЭМ), что является прямым следствием сущности экологических процессов - непосредственной связи конкретных действий и отложенных последствий этих действий. Поэтому ТЭМ можно охарактеризовать как оперативно-стратегический. В этом смысле мы видим проявление нового типа управления экологической составляющей развития социально-экономических систем, когда возникает прямая необходимость моделирования отдаленных последствий оперативных решений.

Инновационная особенность или инновационная составляющая ТЭМ заключается в создании условий для введения экологической составляющей в хозяйственный оборот на основе применения новых идей и технологий. Однако напрямую инновационным ТЭМ назвать нельзя, поскольку обращение к природе в качестве "хозяйствующего субъекта" приводит к иным инновационным циклам, где при трансфере технологий возникают "природные паузы". В связи с этим, не нарушая общности в отношении локальных процессов, ТЭМ можно охарактеризовать как инновационно-нелокальный с запаздыванием.

Производственная составляющая ТЭМ также является не совсем обычной. С одной стороны, мы имеем дело с системным объектом "совокупность хозяйствующих субъектов территории". В этой части ТЭМ не отличается от экологического менеджмента предприятий, например, в части введения экологических стандартов ISO 14000 и осуществления иных стандартных действий. Однако в благоприятной экономической среде должен действовать весь системный субъект. Создание этой среды реализуется как на основе действий государственной власти, так и при управлении, преимущественно нелинейном, воспроизводством окружающей среды. В данном случае суть нелинейных методов управления заключается, в том числе, в анализе и регулировке выбросов предприятий и трансграничных переносов с предотвращением возникновения опасных и усиливающих друг друга комбинаций веществ, либо применении методов системных слабых воздействий для инициализации процессов самовосстановления окружающей среды. Поэтому ТЭМ можно назвать нелинейным производственным менеджментом.

Итак, территориальный экологический менеджмент (ТЭМ) находится на стыке государственного и муниципального управления и менеджмента производства и обладает необходимыми свойствами для организации процесса перехода от социально-экономического типа к социо-природному и организации новой структуры производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи по экологии

Экологические проблемы городов Красноярского края
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще ...

Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы
Под солнечной радиацией понимается весь испускаемый Солнцем поток радиации, который представляет собой электромагнитные колебания различной длины волны. В гигиеническом отношении особый интерес предст ...

Последствия возникновения экологических проблем
Сегодня, практически каждый житель всей нашей зеленой планеты жалуется на различные проблемы. Кто-то сталкивается с финансовыми трудностями, у кого-то проблемы со здоровьем, но лишь редкий человек зад ...