Понятие и правовые основы территориального экологического менеджмента

Направляемое соразвитие природы и общества (по Н.Н. Моисееву) возможно при выполнении, как минимум, следующих условий: 1) наличие в системе управления набора измеримых параметров, характеризующих систему; 2) система управления должна быть иерархичной; 3) измеримые параметры должны отображаться на плоскость управленческих воздействий; 4) должны быть известны в измеримых параметрах границы стабильности системы; 5) управляющий центр обязан применять оптимизационные методы с определением прогноза коридора траекторий поведения субъекта хозяйственной деятельности, в том числе для того, чтобы с прогнозируемой вероятностью не вывести систему за границы области стабильности.

В реальных условиях развития общества функции основного центра возложены на государство. Поэтому построение иерархических систем невозможно без сочетания управления территориями и управления хозяйственной деятельностью. Более того, государство уже обладает свойством иерархичности и инструментами прогнозирования поведения различных субъектов, формирования правил взаимодействия с природой.

Поэтому новый инструмент управления экологической безопасностью, базирующийся на выполнении приведенных выше пяти условий можно назвать территориальным экологическим управлением или, в современных терминах, территориальным экологическим менеджментом.

Этим термином назовем территориальную многоуровневую систему управления отношениями между субъектами, потребляющими природные ресурсы в процессе производственной и непроизводственной деятельности и утилизирующие отходы от этой деятельности, ориентированную в целом на инновационные и экономически эффективные способы достижения динамического баланса между потребностями общества и возможностями природы. Для построения такой системы необходимы 2 согласованные системы правил - законы и закономерности природы и законы и закономерности общества, согласование которых и является предметом управления общим состоянием системы.

В России экологическое регулирование осуществляется на различных стадиях хозяйственной деятельности. Правовой базой регулирования являются Федеральные законы: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды", от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе", от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании", от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях", от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др. Действуют также подзаконные акты: Указ Президента РФ от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (Раздел 8 Экология живых систем и рациональное природопользование), Приказ Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512 "Об утверждении Правил охоты" и др.

Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 20.01.2011) "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" намечена разработка государственной программы "Охрана окружающей среды". Соисполнителями по разработке программы определены Росприроднадзор, Росгидромет, Минпромторг России, Ростехнадзор. Срок представления программы в Правительство РФ - 15 апреля 2011 г. Основными направлениями реализации данной государственной программы являются: обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды; сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; сохранение территорий, занятых государственными заповедниками и национальными парками; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии; повышение эффективности функционирования системы экологического надзора; повышение эффективности функционирования экологической экспертизы; реализация федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы".

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Проблемы природопользования и землепользования в сельскохозяйственном производстве
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ ...

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормальн ...

Установление класса опасности отходов для предприятия ЗАО ТРОЛЗА
Данный дипломный проект посвящен установлению классов опасности отходов для предприятия ЗАО «ТРОЛЗА». Проведен тщательный анализ научной и патентной литературы посвященный проблеме промышле ...