Понятие и правовые основы территориального экологического менеджмента

Направляемое соразвитие природы и общества (по Н.Н. Моисееву) возможно при выполнении, как минимум, следующих условий: 1) наличие в системе управления набора измеримых параметров, характеризующих систему; 2) система управления должна быть иерархичной; 3) измеримые параметры должны отображаться на плоскость управленческих воздействий; 4) должны быть известны в измеримых параметрах границы стабильности системы; 5) управляющий центр обязан применять оптимизационные методы с определением прогноза коридора траекторий поведения субъекта хозяйственной деятельности, в том числе для того, чтобы с прогнозируемой вероятностью не вывести систему за границы области стабильности.

В реальных условиях развития общества функции основного центра возложены на государство. Поэтому построение иерархических систем невозможно без сочетания управления территориями и управления хозяйственной деятельностью. Более того, государство уже обладает свойством иерархичности и инструментами прогнозирования поведения различных субъектов, формирования правил взаимодействия с природой.

Поэтому новый инструмент управления экологической безопасностью, базирующийся на выполнении приведенных выше пяти условий можно назвать территориальным экологическим управлением или, в современных терминах, территориальным экологическим менеджментом.

Этим термином назовем территориальную многоуровневую систему управления отношениями между субъектами, потребляющими природные ресурсы в процессе производственной и непроизводственной деятельности и утилизирующие отходы от этой деятельности, ориентированную в целом на инновационные и экономически эффективные способы достижения динамического баланса между потребностями общества и возможностями природы. Для построения такой системы необходимы 2 согласованные системы правил - законы и закономерности природы и законы и закономерности общества, согласование которых и является предметом управления общим состоянием системы.

В России экологическое регулирование осуществляется на различных стадиях хозяйственной деятельности. Правовой базой регулирования являются Федеральные законы: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды", от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе", от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании", от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях", от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др. Действуют также подзаконные акты: Указ Президента РФ от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (Раздел 8 Экология живых систем и рациональное природопользование), Приказ Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512 "Об утверждении Правил охоты" и др.

Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 20.01.2011) "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" намечена разработка государственной программы "Охрана окружающей среды". Соисполнителями по разработке программы определены Росприроднадзор, Росгидромет, Минпромторг России, Ростехнадзор. Срок представления программы в Правительство РФ - 15 апреля 2011 г. Основными направлениями реализации данной государственной программы являются: обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды; сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; сохранение территорий, занятых государственными заповедниками и национальными парками; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии; повышение эффективности функционирования системы экологического надзора; повышение эффективности функционирования экологической экспертизы; реализация федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы".

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экологии

Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в знач ...

Экология внутренней среды здания. Формирование безопасных условий труда и защита окружающей среды на производственном участке
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существов ...

Обоснование качественной и количественной характеристики сточных вод кожевенно-обувного комбината
СВ - сточные воды ЗВ - загрязняющие веществаб - водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды работников предприятияоборотная вода - водопотребление оборотной водыпр (Qхоз) - водопотреб ...