Система экологического нормирования

Система экологического нормирования - система нормирования антропогенного воздействия на экосистему в пределах ее экологической емкости, не приводящего к нарушению механизмов саморегуляции. Основными критериями экологического нормирования являются: сохранение биотического баланса, стабильности и разнообразия экосистемы.

В настоящее время в действующем российском законодательстве система экологического нормирования существует лишь номинально, поскольку сформирована она была под задачи и потребности плановой централизованной экономики. Действующее законодательство разрабатывалось пятнадцать лет назад, т.е. фактически в другой стране, понятно, что в современных условиях такой подход безнадежно устарел. Эта система ориентирована на показатели ПДК - предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, присутствие которых в расчете на единицу компонента окружающей среды не опасно для человека, других живых организмов и жизнедеятельности экосистем.

Разработка значений ПДК производилась по результатам наблюдений, например, за дафниями, которые гибли в массовом порядке при достижении определенного порога концентрации загрязняющих веществ. Это пороговое значение принимали как ПДК. И вся промышленность была поставлена в зависимость от самочувствия дафний, инфузорий и дрозофил.

Система нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанная на санитарно-гигиенических показателях предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК), оказалась неэффективной. Эти показатели констатируют, но не гарантируют экологическую безопасность для населения.

Также существующая система нормирования воздействий близка к абсурдной. Основанная на системе ПДК, дополняемая неадекватными требованиями законодательства (например, о запрете сброса веществ с не установленными ПДК), она заводит в тупик систему контроля. Результатом этого является заведомо ограниченная и зачастую ложная информация о реальном экологическом состоянии окружающей среды в стране.

Базовые принципы существующей системы нормирования были разработаны в социально-экономических и политических условиях, значительно отличающихся от современных. В них не были учтены многие принципиальные положения современной системы природоохранного регулирования.

Уровень загрязнения воздуха - особенно в крупных промышленных городах, уже превышает все мыслимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля за экологией.

России необходима новая система экологического нормирования. Грядут перемены в государственной экологической политике.

В настоящее время имеется реальная возможность разработки продуманной системы нормирования с четким указанием полномочий ведомств, межведомственного сотрудничества и координации в области нормирования, привлечения научного потенциала производственных отраслей к формированию системы технологического нормирования, созданию банков данных о наилучших технологиях и альтернативных решениях.

В проекте постановления Правительства РФ "О нормировании в области охраны окружающей среды" указывается, что целью нормирования в области охраны окружающей среды должно быть сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности посредством государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем установления нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.

При совершенствовании системы экологического нормирования должен учитывать опыт развитых стран (США, Японии, ФРГ и пр.), в системе экологического нормирования которых имеется целый ряд перспективных направлений, успешно применяемых за рубежом, но не адаптированных в настоящее время в России.

Экологические нормативы, разработанные в рамках системы экологического нормирования, должны стать основой для регулирования природоохранной деятельности на всех этапах управления, включая экологическую экспертизу, экологический аудит, экологическую сертификацию, экологический контроль, экологическое лицензирование, экологическое страхование и т. д.

Структура системы нормирования воздействия на окружающую среду не может быть сложной и не может быть простой. Она должна быть адекватной задачам управления. Все упирается в цель и средства ее достижения. Правильная цель и выбор адекватных средств и методов для ее достижения решают любую материальную проблему.

Сфера экологии нуждается в системном реформировании, и начинать этот процесс нужно с тех "трех китов", на которых выстраивается вся экологическая политика. Это государственная структура управления экологией, система нормативов качества окружающей среды и экономические стимулы для роста "чистых" производств. Ослабление или недостаточное развитие хотя бы одного из этих звеньев подрывает устойчивость и эффективность всей модели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экологии

Экология Брянской области
Экология (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука об отношениях живых организмов ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...

Промышленные предприятия и окружающая среда (на примере ОАО Кызылская ТЭЦ)
Во все времена человек стремился к улучшению качества жизни, что побуждало его использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век стал отправной точкой подъема развития и роста пром ...