Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду

В настоящее время в зарубежных странах накоплен значительный опыт по стимулированию рационального природопользования и охраны природы. Государственное регулирование состояния среды становится элементом постоянного воздействия на экономическую деятельность и техническое развитие практически всех производственных отраслей.

В соответствии со статьей 130 Единого европейского акта, принятого Комитетом европейских сообществ, природоохранная политика стран ЕЭС основывается на принципах:

- предупреждение загрязнения;

- платит тот, кто загрязняет;

- учёт природоохранных требований при осуществлении различных направлений деятельности ЕЭС [37, с.201].

Рассмотрим основные типы известных и используемых к настоящему времени в разных странах механизмов, которые в той или иной степени отражают оценку экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, с учетом эффективности выполнения их основных функций, а также имеющихся недостатков.

На первом этапе была применена система прямых административных запретов. Суть этой системы: ограничение развития экологически вредных производств, перенос их в развивающиеся страны, а при необходимости их закрытие, и тем самым снижение величины экономического ущерба, наносимого окружающей среде [25, с.61].

Недостатки такого механизма: с ограничением расширения производств или с их закрытием возникали и нарастали экономические проблемы. Перенос производств в развивающиеся страны часто был экономически нецелесообразен (сокращение ВВП, потеря числа рабочих мест и вследствие этого безработица). В связи с недостатками предыдущего механизма в начале 60-х годов в США, Японии, странах Западной Европы был предпринят переход к хозяйственному механизму охраны окружающей среды, базирующемуся на принципах экологического нормирования и введения платного природопользования. При таком механизме подразумевалось, что экономический ущерб окружающей среде равен выплатам за природопользование.

Основой этого механизма является установление базовых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и нормативов платы за выбросы и сбросы этих веществ в окружающую среду. Размер платы за нагрузку в пределах установленных нормативов устанавливается в несколько раз ниже, чем за сверхнормативную. Плата за превышение этих нормативов взималась в виде штрафов. При этом выплаты и штрафы выплачивались производителями, т.е. осуществлялся принцип «загрязняющий платит».

Недостатки механизма: введенные платежи представляют собой аналог налога за загрязнение окружающей среды, а не объективную экономическую оценку ущерба окружающей среде, выполняющую функцию по стимулированию предприятий загрязнителей к внедрению природоохранных технологий и снижению тем самым антропогенной нагрузки на окружающую среду. Увеличение числа предприятий- загрязнителей, отсутствие технологических возможностей достижения в ближайшее время на многих из них нормативов воздействия, соответствующим уровням ПДК, а также стремление к более высокому качеству окружающей среды вынуждало общество со временем ужесточить нормативы, что, в свою очередь, привело к увеличению размеров платежей за загрязнение [19, с.143].

Однако увеличение затрат на природоохранные мероприятия, которые сами по себе не приносили прибыли, повлекло за собой повышение себестоимости продукции, а следовательно и ее цены, снижению конкурентоспособности. Эти негативные факторы заставили предпринимателей переносить производства в места с менее жесткими экологическими требованиями, либо вообще сворачивать деловую активность. И то и другое в результате также вызвало снижение темпов экономического роста, повышение уровня безработицы, уменьшение налоговых поступлений, необходимых для эффективной социально-экономической, а также и собственно природоохранной политики.

Поэтому в начале 70-х годов начался поиск новых форм в деле охраны природы. В хозяйственный механизм был внедрен принцип «коллективной ответственности» за загрязнения. Суть принципа: так называемые экологические издержки должны нести все потребители, поскольку производство преследует цели удовлетворения их потребностей.

На практике это означало введение специализированных экологических налогов для всех юридических и частных лиц (не обязательно загрязняющих окружающую среду), создание экологических фондов с целью аккумулирования и эффективного расходования собираемых средств на охрану окружающей среды [30].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Проектирование и озеленение многофункционального парка Водохранилище Дрозды
Расширение городов автоматически влечет за собой катастрофическое уменьшение лесных ресурсов. Увеличение промышленных зон, транспортных артерий, прокладка новых дорог, строительство жилых ма ...

Экология Брянской области
Экология (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука об отношениях живых организмов ...

Очистка грунтовых вод, загрязненных промышленным предприятием Оловозавод г. Новосибирска
История предприятия ведётся с Новосибирского завода №520, введённого в феврале 1942 года, в составе Наркомата цветной металлургии СССР. В марте 1946 года, в связи с происходившим в СССР прео ...