Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду

В этот период природоохранные мероприятия стали частично оплачиваться из общественных фондов, местных и государственных бюджетов, под них стали выдаваться целевые льготные кредиты и т.д. По некоторым оценкам, в развитых странах доля общественных расходов на подобные цели составляла 60-80%. Однако к началу 80-х годов возможности хозяйственного механизма охраны окружающей среды, основанного на нормативном методе, были, исчерпаны.

В результате к началу 80-х годов в развитых странах произошла модернизация этого механизма с целью подключения эффективных рыночных рычагов к решению проблем по охране окружающей среды.

Разные страны, в зависимости от национальных особенностей хозяйственного механизма, имеющихся ресурсов, системы законодательства и других факторов, по- своему стали реализовывать эту идею. В США, например, его действие основывается на бабл-принципе. Этот принцип предоставляет больше свободы как природопользователям, так и органам власти в выборе оптимальной стратегии охраны окружающей среды.

Суть этого принципа состоит в том, что в регионе устанавливается общая допустимая норма выброса того или иного загрязняющего вещества. В рамках такой нормы должно быть урегулировано распределение общего допустимого объема выброса между предприятиями, а также распределение объема выброса каждого предприятия между отдельными источниками загрязнения. Такой подход предполагает отказ от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора самых различных способов достижения общего «норматива» выбросов.

Данный метод стимулирует внутри- и межхозяйственное распределение нормативной нагрузки на окружающую среду с целью уменьшения совокупных издержек достижения общего «норматива» выбросов. Он предполагает, что предприятия, которые нашли более эффективные и недорогостояшие методы борьбы с загрязнениями, могут поддерживать выбросы или сбросы загрязняющих веществ ниже установленного стандарта, а это в свою очередь предоставляет им возможность продавать сэкономленные резервы другим предприятиям, на которых борьба с загрязнениями обходится дороже. Это выгодно обеим сторонам, т.к. цены сэкономленных объемов выбросов, естественно, ниже величины штрафов за такие же размеры их превышения. В итоге совокупные затраты на достижение регионального лимита оказываются меньше, чем если бы предприятия выполняли единые технические требования к источникам загрязнения. Другими словами, данный метод основан на сделках по купле-продаже «прав» на загрязнение [29].

По оценкам американских экономистов, затраты, необходимые для обеспечения сокращения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 60%, при торговле правами на загрязнение окружающей среды между предприятиями сокращаются в 6,6 раза по сравнению с использованием традиционных мер контроля за каждым источником. Образование свободных «излишков» сокращений выбросов у одних предприятий и неспособность других предприятий обеспечить снижение уровня загрязнения до установленных нормативов привели к возникновению «экологических банков», осуществляющих прием «вкладов» в виде «излишков» сокращений выбросов, сбросов или размещения отходов в окружающей среде. Эти вклады могут быть использованы как самими вкладчиками для расширения «грязных» производств, так и другими компаниями, которые платят за них банку, рассчитывая тем самым сэкономить на очистном оборудовании.

Одновременно в США, Голландии и других странах стали активно внедрять в практику природоохранной деятельности новые принципы управления, вытекающие из теории управления рисками [41, с.508].

Концепция риска увязывает прирост расходов на охрану окружающей среды с ожидаемой величиной снижения потерь, которые определяются не по отношению к установленному нормативу выброса, а к уровню риска, вызванного постоянным присутствием загрязнителя в окружающей среде( и соответствующему ему экономическому ущербу. При этом в качестве основного показателя потерь рассматривается здоровье человека, т.е. критерий чистоты окружающей среды - не нормативные уровни содержания загрязнения, а отсутствие заболеваний, вызванных экологическими факторами.

Принципиальным отличием этого подхода от ранее действующих является также компенсационный характер платежей за экологические нарушения. Он проявляется в том, что объем платежей в данном случае более жестко привязывается к уровню экономической оценки нанесенного или возможного ущерба окружающей среде - их цель состоит в его компенсации, снижении до приемлемой величины, характерной для состояния окружающей среды с «низким» уровнем риска.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Экологические проблемы цементного производства
Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Динамично развивающийся строительно-ин ...

Экологические проблемы озер Беларуси
Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды ...

Особенности антропогенного преобразования черноморского побережья и его эколого-геоморфологические последствия на примере Краснодарского края
Краснодарский край является уникальным регионом с наиболее благоприятными для рекреационной деятельности ресурсами, и, в связи с использованием этих ресурсов, наибольшую нагрузку испытывает ...