Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду

Механизм экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды на основе теории риска по сравнению с нормативным подходом позволяет гораздо более полно учитывать последствия воздействий экологических факторов в стоимостном выражении для здоровья человека, как по загрязнителям, так и по их источникам. В этом случае появляется возможность учесть долговременные, но потенциально опасные для здоровья человека факторы загрязнения окружающей среды.

За рубежом в качестве основного достоинства механизма оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды рассматривается обеспечение наиболее экономически эффективного решения по снижению уровня экономического ущерба за счет использования инициативы и заинтересованности предпринимателей. Для условий нашей страны эти инструменты могут выполнять и дополнительные специфические функции: стимулирование инвентаризации источников загрязнений, содействие повышению культуры производства и укреплению технологической дисциплины, накопление финансовых ресурсов и стимулирование природоохранных инвестиций.

Возникающие природоохранные проблемы в развитых странах отражаются в соответствующих законах, которые подкреплены целой системой экономических мер, среди которых широко используется налоговое регулирование, направленное на стимулирование предприятий в осуществлении эффективной природоохранной политики. Введение специальных экологических налогов направлено на ограничение развития экологически опасных производств и их замену альтернативными производствами, не приносящими вреда окружающей среде и здоровью человека [26, с.160].

Система экологического налогообложения в развитых странах дифференцирована. Это означает, что одновременно действуют основной налог и дополнительный. Например, в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей: общей ставки и дополнительного платежа, величина которого зависит от концентрации серы в нефти (77,3 евро/тыс.л - базовая ставка, а дополнительная при содержании серы до 0,25% составляет 1,95 евро/тыс.л.). Повышение дополнительной ставки налога пропорционально повышению содержания серы.

Дифференциация налогообложения применяется при загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом: используются два дополнительных акцизных налога, один из которых со знаком "+" взимается с продукта - загрязнителя окружающей среды, а другой со знаком "-" - в том случае, если применяется более экологически чистый вариант; уровни этих налогов устанавливаются таким образом, чтобы итоговый финансовый результат оказался нейтральным для местного бюджета. Такая система применяется в Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швеции, Германии [17].

В Германии применяется налог на произведённые продукты, величина которого связана с вредностью продукта для окружающей среды и возможностью замены его другими продуктами. Это относится к автомобильному топливу, пестицидам, синтетическим моющим средствам и т.д. Высокие цены на экологически "грязную" продукцию или продукцию, произведённую по экологически "грязной" технологии ограничивают её потребление или производство и при этом рынок предоставляет потребителю выбор другой продукции [31].

Применение экологических акцизов и дифференциация платежей за загрязнение окружающей среды с учётом степени негативного воздействия на здоровье человека и состояние экологических систем оказывает существенное влияние на экологизацию хозяйственной деятельности налогоплательщиков в развитых странах.

Налог на загрязнение воздуха существует в виде годовой платы за разрешённый выброс. Обычно его уровень устанавливается с целью покрытия административных издержек региональных программ по охране воздушной среды.

Во многих странах в настоящее время действует система платежей за сброс загрязняющих веществ в водную среду (платежи за разрешённый сброс загрязнений). В Австралии величина платежей в одних штатах зависит от объёма сбросов и токсичности сбрасываемых веществ, в других - платёж одинаков для всех водопользователей [30].

Важнейшим элементом системы платежей за загрязнение водной среды в Германии является сокращение величины налога в зависимости от степени достижения минимального стандарта. Кроме того, предприятие освобождается от платежей на три года, если оно планирует осуществить установку очистного оборудования, сокращающего сбросы загрязняющих веществ в водный источник не менее, чем на 20%. Несмотря на это, средняя величина платежа в четыре раза ниже удельных текущих издержек по очистке воды.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Расчет рассеивания примесей в атмосферном воздухе
тмосфера Задание 1 Определить максимальное значение приземной концентрации вредных веществ при выбросе нагретой газовоздушной смеси из одиночного источника с круглым устьем при неблаг ...

Водно-экологическая ситуация в Севастопольской бухте
Актуальность темы. Понятие «водно-экологическая ситуация связаны с неудовлетворенностью человека состоянием водных объектов с позиции условий его жизнедеятельности. В процессе хозяйственной ...

Экологические аспекты использования природных ресурсов Алтайского края
Загрязнение - один из важнейших лимитирующих факторов для человека. Усилия, которые сейчас приходится прилагать для уменьшения и предупреждения загрязнения, могут послужить хорошей отрицате ...