Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду

В ряде зарубежных стран введён налог на шумовое загрязнение, вызываемое авиацией, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также в отдельных отраслях промышленности.

Во Франции налог на авиационный шум состоит из двух платежей: первый их них определяется умножением платы за посадку в аэропорту на пять различных коэффициентов, варьирующихся от 0,9 (для "тихих" самолётов) и до 1,2 (для "шумных" авиалайнеров) и поступает в бюджет аэропортов; второй платёж составляет от 0 до 20% от суммы платежа за посадку и поступает в специальный фонд, средства от которого используются для финансирования мероприятий по звукоизоляции прилегающих к зоне аэродрома жилых массивов.

В Дании и Японии подобный налог зависит от массы (веса) авиалайнера и от силы звука при взлёте и посадке. Кроме того, в Дании введён специальный налог на отрасли промышленности в соответствии с таблицей промышленных шумовых эффектов. Поступления от налога применяются для финансирования мер по звукоизоляции.

В Бельгии налог выплачивается за сваливание промышленных и городских отходов. Размер колеблется от 0,02 ЕВЕ (единая валютная единица в странах-членах организации экономического сотрудничества и развития) до 2,15 ЕВЕ за тонну или м2 , в зависимости от типа отходов и пути очистки перед сваливанием. Сожжённые и компостированные отходы облагаются меньшим налогом, чем отходы, сваливаемые непосредственно. Полностью переработанные отходы освобождаются от налогообложения.

В Дании действуют налоги, взимаемые за твердые отходы домашних хозяйств и промышленных фирм. Налог предназначен для стимулирования ре- циркуляции отходов, и его величина составляет 5,20 ЕВЕ за тонну. От налога освобождены предполагаемые безвредными типы отходов, такие как неокрашенное дерево, отходы соломы и отходы при разборке строений, которые допускаются на незарегистрированных землях.

Фирмы, обрабатывающие, складирующие или сваливающие химические отходы, собранные из первичных источников, ранее облагались налогом в зависимости от объема отходов. Экономическое значение этого налога очень низкое; фонды, используемые для удаления отходов, проектов по их снижению и предотвращению отходов, не достигли намеченной величины. Указанный налог был заменен налогом на топливо, который начал действовать в 1988 году.

Федеральным налогом на опасные отходы облагаются производители работ на участках отходов и владельцы этих участков. Этот налог идет на финансирование Траст-Фонда, ответственного за финансирование восстановления разрешенных участков химических отходов после их закрытия. Кроме этого, ряд налогов на продукцию (налог на сырье) налагаются для обработки всех прочих (неразрешенных) участков отходов с помощью так называемого Суперфонда.

Во Франции, Германии, Нидерландах и США были предложены налоги типа выплат за сборы, предназначенные для решения проблем сбора и обработки опасных отходов и восстановления участков опасных отходов [41].

Важнейшим экологическим налогом в развитых странах является налог с населения за размещение отходов. Плата включает затраты по сбору и утилизации бытовых отходов.

Резюмируя вышеизложенное о зарубежном опыте налогообложения, можно сделать следующие выводы.

Во всём мире существует целая система экологических налогов. Во-первых, это налог на вредное воздействие на окружающую среду.

Во-вторых, налогообложение выпуска продукции, потребление и (или) утилизация которой оказывает негативное влияние на окружающую среду.

В-третьих, это налогообложение опасных с экологической точки зрения технологий и производств. Суть этих платежей носит не фискальный, а скорее стимулирующий характер. Основная задача - экономическими методами стимулировать производителей и потребителей повернуться в сторону экологически безопасной продукции.

В основе зарубежных методов расчета эколого-экономического ущерба лежит расчет потерь всех видов доходов - прибыли корпораций, зарплаты работающих и др. По оценке зарубежных специалистов абсолютные размеры ущерба от загрязнения значительно больше затрат, необходимых на борьбу с ними.

Специалистами института Бателя (Batelle Institute) был проведен комплексный анализ загрязнения природных сред и введен в практику экспертных экономико-экологических оценок показатель степени ущерба, принимающий значения от 0 до 1. Практически важным является опыт оценки ущерба, возникающего в результате действия нескольких загрязнителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...

Очитка выбросов токсичных компонентов от сжигания минерального сырья
Атмосферный воздух - один из главных источников жизни на земле. Потребность человека в воздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс.л. в сутки. Воздух испо ...

Система очистки сточных вод на ОАО Завод Универсал
Экологическая обстановка в Новокузнецке является одной из самых сложных. Город стабильно входит в двадцатку экологически неблагополучных городов России. Здесь среднегодовые концентрации вре ...