Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду

В ряде зарубежных стран введён налог на шумовое загрязнение, вызываемое авиацией, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также в отдельных отраслях промышленности.

Во Франции налог на авиационный шум состоит из двух платежей: первый их них определяется умножением платы за посадку в аэропорту на пять различных коэффициентов, варьирующихся от 0,9 (для "тихих" самолётов) и до 1,2 (для "шумных" авиалайнеров) и поступает в бюджет аэропортов; второй платёж составляет от 0 до 20% от суммы платежа за посадку и поступает в специальный фонд, средства от которого используются для финансирования мероприятий по звукоизоляции прилегающих к зоне аэродрома жилых массивов.

В Дании и Японии подобный налог зависит от массы (веса) авиалайнера и от силы звука при взлёте и посадке. Кроме того, в Дании введён специальный налог на отрасли промышленности в соответствии с таблицей промышленных шумовых эффектов. Поступления от налога применяются для финансирования мер по звукоизоляции.

В Бельгии налог выплачивается за сваливание промышленных и городских отходов. Размер колеблется от 0,02 ЕВЕ (единая валютная единица в странах-членах организации экономического сотрудничества и развития) до 2,15 ЕВЕ за тонну или м2 , в зависимости от типа отходов и пути очистки перед сваливанием. Сожжённые и компостированные отходы облагаются меньшим налогом, чем отходы, сваливаемые непосредственно. Полностью переработанные отходы освобождаются от налогообложения.

В Дании действуют налоги, взимаемые за твердые отходы домашних хозяйств и промышленных фирм. Налог предназначен для стимулирования ре- циркуляции отходов, и его величина составляет 5,20 ЕВЕ за тонну. От налога освобождены предполагаемые безвредными типы отходов, такие как неокрашенное дерево, отходы соломы и отходы при разборке строений, которые допускаются на незарегистрированных землях.

Фирмы, обрабатывающие, складирующие или сваливающие химические отходы, собранные из первичных источников, ранее облагались налогом в зависимости от объема отходов. Экономическое значение этого налога очень низкое; фонды, используемые для удаления отходов, проектов по их снижению и предотвращению отходов, не достигли намеченной величины. Указанный налог был заменен налогом на топливо, который начал действовать в 1988 году.

Федеральным налогом на опасные отходы облагаются производители работ на участках отходов и владельцы этих участков. Этот налог идет на финансирование Траст-Фонда, ответственного за финансирование восстановления разрешенных участков химических отходов после их закрытия. Кроме этого, ряд налогов на продукцию (налог на сырье) налагаются для обработки всех прочих (неразрешенных) участков отходов с помощью так называемого Суперфонда.

Во Франции, Германии, Нидерландах и США были предложены налоги типа выплат за сборы, предназначенные для решения проблем сбора и обработки опасных отходов и восстановления участков опасных отходов [41].

Важнейшим экологическим налогом в развитых странах является налог с населения за размещение отходов. Плата включает затраты по сбору и утилизации бытовых отходов.

Резюмируя вышеизложенное о зарубежном опыте налогообложения, можно сделать следующие выводы.

Во всём мире существует целая система экологических налогов. Во-первых, это налог на вредное воздействие на окружающую среду.

Во-вторых, налогообложение выпуска продукции, потребление и (или) утилизация которой оказывает негативное влияние на окружающую среду.

В-третьих, это налогообложение опасных с экологической точки зрения технологий и производств. Суть этих платежей носит не фискальный, а скорее стимулирующий характер. Основная задача - экономическими методами стимулировать производителей и потребителей повернуться в сторону экологически безопасной продукции.

В основе зарубежных методов расчета эколого-экономического ущерба лежит расчет потерь всех видов доходов - прибыли корпораций, зарплаты работающих и др. По оценке зарубежных специалистов абсолютные размеры ущерба от загрязнения значительно больше затрат, необходимых на борьбу с ними.

Специалистами института Бателя (Batelle Institute) был проведен комплексный анализ загрязнения природных сред и введен в практику экспертных экономико-экологических оценок показатель степени ущерба, принимающий значения от 0 до 1. Практически важным является опыт оценки ущерба, возникающего в результате действия нескольких загрязнителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экологии

Современная экологическая обстановка в Днепропетровской области
В исследовании современных проблем защиты населения в ситуациях разного рода опастности весьма актуальной является тема экологической обстановки в Днепропетровской области, выбранная мной дл ...

Особенности природопользования и негативного влияния антропогенных факторов на экологическое состояние Лунинецкого района
Практически любая деятельность общества оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Происходит деградация почвы, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Кроме того, потребляется л ...

Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий
В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики - это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды. Велик ...