Организация системы экологических платежей на предприятии природопользования

Цель выпускной квалификационной работы - разработка эффективной системы экологических платежей на предприятии природопользования

Теоретической и информационной базой для работы являются труды зарубежных и отечественных ученых: монографии, аналитические исследования по вопросам нормативной и экономической регламентации природоохранных мер для предприятий природопользования.

Методы исследования: методы системного, логического и экономического анализа.

В результате проведенного исследования было выявлено, что мировой опыт в регулировании природопользования и воздействия на окружающую среду идет по пути увеличения количества экологических санкций.

Практическое исследование, проведенное на примере ООО «Каменный стиль» позволило выявить основные недостатки в работе предприятия в сфере управления экологическими платежами и предложить пути его улучшения.

Студент подтверждает, что приведенный в выпускной квалификационной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

экологический санкция законодательство платеж

Актуальность исследования. Приводимые в целом по стране и по регионам данные официальной статистики, свидетельствуют о том, что в России отмечается ежегодная тенденция роста антропогенной нагрузки на окружающую среду[44]. В наиболее явном виде техногенное воздействие проявляется в увеличении доли естественных экосистем с выраженной неспособностью к самовосстановлению, в ухудшении качества условий жизнедеятельности населения.

Согласно оценкам специалистов, в России около половина населения проживает в условиях загрязненной атмосферы, особенно велика нагрузка на городскую агломерацию [44]. По данным медико-экологических исследований, почти треть заболеваний городского населения обусловлена загрязнениями окружающей среды [44].Положение усугубляется тем обстоятельством, что на сегодняшний день в России механизм управления охраной природы, основанный на комплексе правовых норм, организационных механизмов и экономических стимулов, призванных усилить заинтересованность предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий находиться на стадии становления.

Так, успешная реализация экологических программ в Западной Европе произошла не вдруг, для этого были сделаны огромные усилия на политическом, правовом поле и приняты эффективные меры экономического воздействия. В итоге экологически выверенные решения предприятий в области экологических проектов повышали конкурентоспособность предприятия, все это обеспечило закономерное развитие эффективных экологических программ.

На данный момент нет крупных компаний, которые не инвестировали бы средства в охрану окружающей среды. В настоящее время предоставлены возможности тем хозяйствующим субъектам, которые инвестируют в развитие экологических технологий. В свою очередь хозяйствующие субъекты рассматривают технико-технологические мероприятия природоохранного профиля с позиции категорий коммерческой эффективности. В столь сложной обстановке вопросы разработки, финансирования и реализации инвестиционных программ природоохранного направления для предприятий - природопользователей приобретают особую актуальность.

Разработка и реализация основных положений Концепции устойчивого развития страны предполагает усиление роли экологического фактора в хозяйственной деятельности. В Экологической доктрине Российской Федерации в число приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности включена разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от техногенной деятельности.

Направление стимулирования предприятий к повышению эффективности использования природных ресурсов, снижению потерь и отходов, внедрению безотходных и ресурсосберегающих технологий и производств методом экономического принуждения не получило до настоящего времени должного развития.

К наиболее важным направлениям развития механизма экономического стимулирования охраны окружающей среды следует отнести методологию определения экономических оценок дающих возможность рассчитать показатели природно-ресурсного потенциала, как отдельных территорий Российской Федерации, так и в структуре страны.

Развитие гражданского и природоохранного законодательства Российской Федерации требует совершенствования методов оценки вреда, возникающего в результате негативного воздействия на окружающую природную среду. Взимание платежей за загрязнение является мерой эколого-экономической ответственности природопользователей при их работе в штатном режиме. Но, помимо этого, существует эколого-юридическая ответственность, одной из форм которой служит возмещение вреда, наступившего в результате нарушения природоохранительного законодательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует определённая нормативно-правовая база оценки экологического ущерба, которая представлена в основных методических документах последних лет. Однако указанные нормативно-методические документы содержат противоречивые в методологическом отношении схемы исчисления размера экологического ущерба, действуют применительно к ограниченной области определения ущерба, в недостаточной степени оценивают прошлый экономический ущерб.

Выплаты за негативное воздействие на окружающую среду регламентируются постановлениями правительства России от 1992 и 2003 гг. Однако эти законодательные акты, по мнению Минприроды, не отвечают экологическим требованиям и финансово не мотивируют предприятия заниматься экологической безопасностью. Например, действующее законодательство позволяет осуществлять сверхнормативные выбросы на основании индивидуально установленных лимитов. «Однако отсутствие четкого правового регулирования привело к непрозрачности этого института, возможности из года в год не выполнять планы мероприятий и продлевать установленные лимиты». Кроме того, платежи за загрязнение окружающей среды по факту не дифференцируются.

В России система сбора экологических платежей работает с 1994г. практически 18 лет, но большинство предприятий не смогло прийти к установленным нормативам. Существует аналогичный опыт по модернизации предприятий Восточной Европы при вступлении в Евросоюз. В течение 10 лет инвестиции в повышение экологичности производства в этих странах составляли в среднем 2,3% ВВП. Эта цифра примерно вдвое ниже оценки ущерба, который наносит загрязнение вод и атмосферного воздуха в настоящее время предприятиями в России, при этом в отдельных регионах, например в Кемеровской области, издержки на ликвидацию экологического ущерба составляют более 10% ВРП.[29]

Сегодня экологические отчисления предприятий не покрывают десятой доли необходимых финансовых затрат на профилактические меры. Минимальные разовые инвестиции на водные очистные сооружения в масштабах страны оцениваются в 705 млрд руб., или 35 млрд руб. в год. При этом фактическое поступление платы за вредные стоки за 2011 г. за сбросы в воду, составило всего около 5 млрд руб., аналогичная ситуация и с загрязнением воздуха. Все это говорит о том, что требуется внедрения нового современного методического подхода по формированию платежей за загрязнение окружающей среды.[40]

В настоящее время не отработанными в структуре экономического механизма природопользования остаются не только оценка ущерба, но и поиск оперативных средств для ликвидации последствий загрязнений окружающей среды и природных ресурсов в результате аварий и катастроф. Экологические и ресурсные фонды расходуют средства по заранее утвержденным сметам и не могут в целом решать эту проблему. Одним из источников финансирования таких мероприятий может стать страховое возмещение с целью компенсации убытка, образующегося у страхователя и третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды; экономическое стимулирование предотвращения аварий у страхователя.

Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания состояния окружающей среды на уровне, соответствующем требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних, не ставя под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений.

Необходимы меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.

Опыт Европейских стран свидетельствует, что повышение платежей за загрязнение сопровождалось одновременным уменьшением налогов на труд и капитал, что обеспечило одновременно и улучшение качества окружающей среды, и повышением занятости и экономической активности. Так же произошло смещение приоритета от доминирующих экономических инструментов негативной мотивации в сторону расширения системы позитивной мотивации для природопользователей, внедряющих технологии, снижающие антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в разработку проблемы разработки хозяйственного механизма природопользования и охраны окружающей среды внесли труды A.C. Астахова, А.А Голуба, A.C. Гусева, К.Г. Гофмана, М.А. Комарова, H.H. Лукьянчикова, В.К.Паписова, И.М. Потравного, В.Ф. Протасова, В.А. Харченко, Т.С. Хачатурова, A.B. Шевчука, Ю.В. Яковца и других ученых. Вместе с тем, предшествующими работами далеко не исчерпан круг проблем, касающихся поиска более совершенных экономических рычагов регулирования качества окружающей природной среды. В частности, недостаточно исследованы такие важные вопросы, как сравнительная оценка эффективности природоохранного механизма России и других стран, обоснование на этой основе стратегии его совершенствования в существующих экономических условиях переходного периода.

Объектом исследования являются предприятия природопользования осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду. Предмет исследования образует совокупность экономических отношений и соответствующие им экономические методы оценки и механизмы регулирования негативного воздействия на окружающую среду образующие систему экологических платежей для предприятий природопользования.

Цель исследования: разработать эффективную систему экологических платежей на предприятии природопользования.

Достижение поставленной цели способствовало предопределению задач исследования:

раскрыть экологические принципы экономического стимулирования хозяйственной деятельности;

представить характеристику «платы» как меры за негативное воздействие на окружающую среду;

определить существующую ответственность юридических лиц за несоблюдение природоохранного законодательства России;

рассмотреть порядок определения и расчета платы за негативное воздействие;

исследовать методику исчисления экологического ущерба в Российской Федерации;

провести анализ зарубежного опыта в области оценки негативного воздействия на окружающую среду;

разработать систему управления экологическими платежами на предприятии природопользования.

определить эффективность предложенной системы.

Эмпирической базой исследования послужили данные о масштабах, характере и направлениях развития экономических мер защиты окружающей среды, материалы, опубликованные периодической печати и на сайтах всемирной сети интернет, а также фактические материалы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых: монографии, аналитические исследования по вопросам нормативной и экономической регламентации природоохранных мер для предприятий природопользования.

Структуру исследования образуют введение, три взаимосвязанные главы, включающие девять параграфов, заключение и список используемой литературы. Структура исследования позволила связать теоретические и практические проблемы, а так же выявить возможные варианты их решения.

Интерпретация и операционализация понятий используемых в работе:

Ассимиляционный потенциал окружающей среды (АПОС) - способность окружающей среды и ее составляющих - воздуха, вод, лесов и других ассимилировать (усваивать) загрязняющие вещества и другие вредные воздействия в определенных пределах.

Государственная природно-ресурсная и экологическая политика - целевая программная установка страны (России и др.), направленная на воспроизводство, рациональное использование и охрану природных ресурсов для нынешнего и будущего поколений.

Затратная оценка природных ресурсов - их оценка на основе затрат, расходуемых на освоение и эксплуатацию различных видов ресурсов.

Нормирование качества окружающей среды - направление экологической политики по установлению ограничений хозяйственной деятельности - норм ПДК, ПДВ, ПДС и других.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - количественный стандарт воздействия на воздушную среду.

Предельно допустимый сброс (ПДС) - количественный стандарт воздействия на водную среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - экологический норматив, стандарт качества окружающей среды, основанный на установлении максимально высокого разрешенного уровня содержания вредных веществ в окружающей среде, который в идеальном случае должен соответствовать ассимиляционному потенциалу последней.

Рентная оценка природных ресурсов - основана на учете и сопоставлении затрат на освоение ресурсов, различающихся по качеству и местоположению, с последующим вычленением ренты, или дополнительного дохода, получаемого за счет природного фактора.

Экологическое правонарушение - нарушение права, действующих законов, повлекшее за собой причинение ущерба окружающей среде и природным ресурсам.

Экологическая программа - основные направления деятельности по реализации природоохранных мероприятий на определенном этапе разрабатывается с учетом прогнозирования вредного воздействия на окружающую среду.

Экологическое страхование - страхование ответственности объектов - потенциальных виновников непреднамеренного загрязнения окружающей среды от экологических рисков и возможных убытков.

Экологическая экспертиза (государственная) - проведение государством экспертного контроля проектов на экологическую безопасность.

Экстернальные издержки - внешние экстернальные эффекты, возникающие как непреднамеренные последствия хозяйственной деятельности, сопряженные с ущербом для объектов, находящихся за границей источника загрязнения.

Еще статьи по экологии

Проект установки для очистки выбросов в атмосферу, образующихся при сжигании топлива
Предприятия, вырабатывающие электрическую и тепловую энергию на базе органического топлива, называются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ). Почти 2/3 тепловой энергии и остатков бывшего топлива в ...

Охрана окружающей среды
Понятие охраны природы. Объекты охраны природы Охрана природы - эта система государственных мер, обеспечивающая рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсо ...

Экологическая обстановка, эколого-природные условия социальной и индивидуальной жизни людей в Алтайском крае
Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного соц ...