Организация системы экологических платежей на предприятии природопользования
Цель выпускной квалификационной работы - разработка эффективной системы экологических платежей на предприятии природопользования
Теоретической и информационной базой для работы являются труды зарубежных и отечественных ученых: монографии, аналитические исследования по вопросам нормативной и экономической регламентации природоохранных мер для предприятий природопользования.
Методы исследования: методы системного, логического и экономического анализа.
В результате проведенного исследования было выявлено, что мировой опыт в регулировании природопользования и воздействия на окружающую среду идет по пути увеличения количества экологических санкций.
Практическое исследование, проведенное на примере ООО «Каменный стиль» позволило выявить основные недостатки в работе предприятия в сфере управления экологическими платежами и предложить пути его улучшения.
Студент подтверждает, что приведенный в выпускной квалификационной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
экологический санкция законодательство платеж
Актуальность исследования. Приводимые в целом по стране и по регионам данные официальной статистики, свидетельствуют о том, что в России отмечается ежегодная тенденция роста антропогенной нагрузки на окружающую среду[44]. В наиболее явном виде техногенное воздействие проявляется в увеличении доли естественных экосистем с выраженной неспособностью к самовосстановлению, в ухудшении качества условий жизнедеятельности населения.
Согласно оценкам специалистов, в России около половина населения проживает в условиях загрязненной атмосферы, особенно велика нагрузка на городскую агломерацию [44]. По данным медико-экологических исследований, почти треть заболеваний городского населения обусловлена загрязнениями окружающей среды [44].Положение усугубляется тем обстоятельством, что на сегодняшний день в России механизм управления охраной природы, основанный на комплексе правовых норм, организационных механизмов и экономических стимулов, призванных усилить заинтересованность предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий находиться на стадии становления.
Так, успешная реализация экологических программ в Западной Европе произошла не вдруг, для этого были сделаны огромные усилия на политическом, правовом поле и приняты эффективные меры экономического воздействия. В итоге экологически выверенные решения предприятий в области экологических проектов повышали конкурентоспособность предприятия, все это обеспечило закономерное развитие эффективных экологических программ.
На данный момент нет крупных компаний, которые не инвестировали бы средства в охрану окружающей среды. В настоящее время предоставлены возможности тем хозяйствующим субъектам, которые инвестируют в развитие экологических технологий. В свою очередь хозяйствующие субъекты рассматривают технико-технологические мероприятия природоохранного профиля с позиции категорий коммерческой эффективности. В столь сложной обстановке вопросы разработки, финансирования и реализации инвестиционных программ природоохранного направления для предприятий - природопользователей приобретают особую актуальность.
Разработка и реализация основных положений Концепции устойчивого развития страны предполагает усиление роли экологического фактора в хозяйственной деятельности. В Экологической доктрине Российской Федерации в число приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности включена разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от техногенной деятельности.
Направление стимулирования предприятий к повышению эффективности использования природных ресурсов, снижению потерь и отходов, внедрению безотходных и ресурсосберегающих технологий и производств методом экономического принуждения не получило до настоящего времени должного развития.
К наиболее важным направлениям развития механизма экономического стимулирования охраны окружающей среды следует отнести методологию определения экономических оценок дающих возможность рассчитать показатели природно-ресурсного потенциала, как отдельных территорий Российской Федерации, так и в структуре страны.
Развитие гражданского и природоохранного законодательства Российской Федерации требует совершенствования методов оценки вреда, возникающего в результате негативного воздействия на окружающую природную среду. Взимание платежей за загрязнение является мерой эколого-экономической ответственности природопользователей при их работе в штатном режиме. Но, помимо этого, существует эколого-юридическая ответственность, одной из форм которой служит возмещение вреда, наступившего в результате нарушения природоохранительного законодательства.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует определённая нормативно-правовая база оценки экологического ущерба, которая представлена в основных методических документах последних лет. Однако указанные нормативно-методические документы содержат противоречивые в методологическом отношении схемы исчисления размера экологического ущерба, действуют применительно к ограниченной области определения ущерба, в недостаточной степени оценивают прошлый экономический ущерб.
Выплаты за негативное воздействие на окружающую среду регламентируются постановлениями правительства России от 1992 и 2003 гг. Однако эти законодательные акты, по мнению Минприроды, не отвечают экологическим требованиям и финансово не мотивируют предприятия заниматься экологической безопасностью. Например, действующее законодательство позволяет осуществлять сверхнормативные выбросы на основании индивидуально установленных лимитов. «Однако отсутствие четкого правового регулирования привело к непрозрачности этого института, возможности из года в год не выполнять планы мероприятий и продлевать установленные лимиты». Кроме того, платежи за загрязнение окружающей среды по факту не дифференцируются.
В России система сбора экологических платежей работает с 1994г. практически 18 лет, но большинство предприятий не смогло прийти к установленным нормативам. Существует аналогичный опыт по модернизации предприятий Восточной Европы при вступлении в Евросоюз. В течение 10 лет инвестиции в повышение экологичности производства в этих странах составляли в среднем 2,3% ВВП. Эта цифра примерно вдвое ниже оценки ущерба, который наносит загрязнение вод и атмосферного воздуха в настоящее время предприятиями в России, при этом в отдельных регионах, например в Кемеровской области, издержки на ликвидацию экологического ущерба составляют более 10% ВРП.[29]
Сегодня экологические отчисления предприятий не покрывают десятой доли необходимых финансовых затрат на профилактические меры. Минимальные разовые инвестиции на водные очистные сооружения в масштабах страны оцениваются в 705 млрд руб., или 35 млрд руб. в год. При этом фактическое поступление платы за вредные стоки за 2011 г. за сбросы в воду, составило всего около 5 млрд руб., аналогичная ситуация и с загрязнением воздуха. Все это говорит о том, что требуется внедрения нового современного методического подхода по формированию платежей за загрязнение окружающей среды.[40]
В настоящее время не отработанными в структуре экономического механизма природопользования остаются не только оценка ущерба, но и поиск оперативных средств для ликвидации последствий загрязнений окружающей среды и природных ресурсов в результате аварий и катастроф. Экологические и ресурсные фонды расходуют средства по заранее утвержденным сметам и не могут в целом решать эту проблему. Одним из источников финансирования таких мероприятий может стать страховое возмещение с целью компенсации убытка, образующегося у страхователя и третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды; экономическое стимулирование предотвращения аварий у страхователя.
Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания состояния окружающей среды на уровне, соответствующем требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних, не ставя под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений.
Необходимы меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.
Опыт Европейских стран свидетельствует, что повышение платежей за загрязнение сопровождалось одновременным уменьшением налогов на труд и капитал, что обеспечило одновременно и улучшение качества окружающей среды, и повышением занятости и экономической активности. Так же произошло смещение приоритета от доминирующих экономических инструментов негативной мотивации в сторону расширения системы позитивной мотивации для природопользователей, внедряющих технологии, снижающие антропогенную нагрузку на окружающую среду.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в разработку проблемы разработки хозяйственного механизма природопользования и охраны окружающей среды внесли труды A.C. Астахова, А.А Голуба, A.C. Гусева, К.Г. Гофмана, М.А. Комарова, H.H. Лукьянчикова, В.К.Паписова, И.М. Потравного, В.Ф. Протасова, В.А. Харченко, Т.С. Хачатурова, A.B. Шевчука, Ю.В. Яковца и других ученых. Вместе с тем, предшествующими работами далеко не исчерпан круг проблем, касающихся поиска более совершенных экономических рычагов регулирования качества окружающей природной среды. В частности, недостаточно исследованы такие важные вопросы, как сравнительная оценка эффективности природоохранного механизма России и других стран, обоснование на этой основе стратегии его совершенствования в существующих экономических условиях переходного периода.
Объектом исследования являются предприятия природопользования осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду. Предмет исследования образует совокупность экономических отношений и соответствующие им экономические методы оценки и механизмы регулирования негативного воздействия на окружающую среду образующие систему экологических платежей для предприятий природопользования.
Цель исследования: разработать эффективную систему экологических платежей на предприятии природопользования.
Достижение поставленной цели способствовало предопределению задач исследования:
раскрыть экологические принципы экономического стимулирования хозяйственной деятельности;
представить характеристику «платы» как меры за негативное воздействие на окружающую среду;
определить существующую ответственность юридических лиц за несоблюдение природоохранного законодательства России;
рассмотреть порядок определения и расчета платы за негативное воздействие;
исследовать методику исчисления экологического ущерба в Российской Федерации;
провести анализ зарубежного опыта в области оценки негативного воздействия на окружающую среду;
разработать систему управления экологическими платежами на предприятии природопользования.
определить эффективность предложенной системы.
Эмпирической базой исследования послужили данные о масштабах, характере и направлениях развития экономических мер защиты окружающей среды, материалы, опубликованные периодической печати и на сайтах всемирной сети интернет, а также фактические материалы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых: монографии, аналитические исследования по вопросам нормативной и экономической регламентации природоохранных мер для предприятий природопользования.
Структуру исследования образуют введение, три взаимосвязанные главы, включающие девять параграфов, заключение и список используемой литературы. Структура исследования позволила связать теоретические и практические проблемы, а так же выявить возможные варианты их решения.
Интерпретация и операционализация понятий используемых в работе:
Ассимиляционный потенциал окружающей среды (АПОС) - способность окружающей среды и ее составляющих - воздуха, вод, лесов и других ассимилировать (усваивать) загрязняющие вещества и другие вредные воздействия в определенных пределах.
Государственная природно-ресурсная и экологическая политика - целевая программная установка страны (России и др.), направленная на воспроизводство, рациональное использование и охрану природных ресурсов для нынешнего и будущего поколений.
Затратная оценка природных ресурсов - их оценка на основе затрат, расходуемых на освоение и эксплуатацию различных видов ресурсов.
Нормирование качества окружающей среды - направление экологической политики по установлению ограничений хозяйственной деятельности - норм ПДК, ПДВ, ПДС и других.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) - количественный стандарт воздействия на воздушную среду.
Предельно допустимый сброс (ПДС) - количественный стандарт воздействия на водную среду.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) - экологический норматив, стандарт качества окружающей среды, основанный на установлении максимально высокого разрешенного уровня содержания вредных веществ в окружающей среде, который в идеальном случае должен соответствовать ассимиляционному потенциалу последней.
Рентная оценка природных ресурсов - основана на учете и сопоставлении затрат на освоение ресурсов, различающихся по качеству и местоположению, с последующим вычленением ренты, или дополнительного дохода, получаемого за счет природного фактора.
Экологическое правонарушение - нарушение права, действующих законов, повлекшее за собой причинение ущерба окружающей среде и природным ресурсам.
Экологическая программа - основные направления деятельности по реализации природоохранных мероприятий на определенном этапе разрабатывается с учетом прогнозирования вредного воздействия на окружающую среду.
Экологическое страхование - страхование ответственности объектов - потенциальных виновников непреднамеренного загрязнения окружающей среды от экологических рисков и возможных убытков.
Экологическая экспертиза (государственная) - проведение государством экспертного контроля проектов на экологическую безопасность.
Экстернальные издержки - внешние экстернальные эффекты, возникающие как непреднамеренные последствия хозяйственной деятельности, сопряженные с ущербом для объектов, находящихся за границей источника загрязнения.
- Экологические принципы экономического стимулирования хозяйственной деятельности
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Ответственность юридических лиц за несоблюдение природоохранного законодательства
- Порядок определения и расчета платы за негативное воздействие
- Методика исчисления экологического ущерба в Российской Федерации
- Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду
- Внедрение системы управления экологическими платежами ООО «Каменный стиль»
- Обоснование эффективности системы управления экологическими платежами на предприятии природопользования
Еще статьи по экологии
Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...
Санитарная очистка города, вывоз и утилизация бытовых отходов
Благоустройство
городов одним из существенных элементов включает в себя вопросы санитарной
очистки городских территорий и окружающей среды водного и воздушного бассейнов.
В результате жизни ...
Экологические проблемы цементного производства
Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Динамично развивающийся строительно-ин ...