История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом

потребности парка в персонале.

В-третьих, оцениваются возможности альтернативных путей управления ценной территорией, то есть вне юрисдикции федеральной Службы национальных парков и под иным охранным статусом (категорией ООПТ). Это может быть подчинение парка другим федеральным агентствам, различным службам штатов и округов, неправительственным экологическим организациям, индейским племенам и даже частным владельцам. Лишь при отсутствии подходящих вариантов управления ценной территорией может быть сделан вывод о целесообразности подчинения ее именно Службе национальных парков США и именно в статусе «национальный парк».

Англия и Уэльс.

Английский опыт показывает, что критерии формирования сети национальных парков, принятые в Северной Америке, в условиях сильно освоенной Европы полностью применимы быть не могут.

Какие же критерии применялись британскими специалистами, когда в конце 40-х - начале 50-х годов проходил отбор перспективных парковых территорий?

Так как в Англии и Уэльсе из-за их небольшой площади и значительной хозяйственной освоенности территории нельзя было найти обширные нетронутые участки или природные феномены высокого ранга (сравнимые, к примеру, с Большим Каньоном, Йеллоустоунским или Йосемитским парками в США), было решено организовывать национальные парки на территориях, может, и не столь выдающихся, но тем не менее ценных в масштабе страны.

Критериями отбора здесь служили:

- особая живописность;

относительно хорошая сохранность природных комплексов;

высокая рекреационная пригодность;

достаточно большая площадь;

наличие природных и историко-культурных достопримечательностей.

Именно эти критерии были использованы Комитетом Хобхаус, предложившим еще в 1947 г. более 10 перспективных территорий, большая часть которых в дальнейшем были объявлены национальными парками. В основном это были удаленные от урбанизированных районов гористые или приморские местности.

Судя по специальной литературе 1940-1950-х гг., принцип природно-ландшафтного представительства при формировании сети национальных парков Англии и Уэльса не использовался.

Таким образом, поиск территорий под национальные парки был ориентирован главным образом на наиболее живописные и наименее нарушенные участки в сельской местности, то есть на эстетически ценные культурные ландшафты с вкраплениями фрагментов уцелевшей естественной растительности.

Нидерланды.

Эта страна демонстрирует иной подход к проблеме размещения парков. Здесь национальные парки, равно как и другие крупные ООПТ, рассматриваются в контексте формирования единого экологического каркаса территории. При этом территории потенциальных национальных парков оцениваются не только по ряду традиционных критериев, но и с точки зрения того, смогут ли они выполнять функцию ядер такого каркаса, или нет. Определяются возможности соединения национальных парков и прилегающих к ним ООПТ экологическими коридорами и т. д. Иными словами, национальные парки рассматриваются с точки зрения рационального архитектурно-планировочного устройства территории.

Такой подход совершенно логичен для небольшой и сильно урбанизированной европейской страны, где девственной природы уже практически не осталось, а преобладают культурные и техногенные ландшафты (очевидно, именно поэтому в Нидерландах допускается создание национальных парков площадью всего в несколько тысяч гектаров).

Другие важнейшие критерии отбора территорий для национальных парков - репрезентативность этих участков для разных частей страны и их общенациональная значимость.

Литва.

При формировании сети парков в Литве акцент был сделан на необходимость отражения всех имеющихся этнокультурных провинций. В этих целях была разработана специальная схема культурного районирования территории страны, которая постепенно реализуется. Сейчас в Литве национальные парки располагаются в разных частях страны и отражают специфику различных типов природного и культурного ландшафта. Самый же первый национальный парки Литвы, созданный еще в 1974 г., расположен в районе Игналинских озер, примерно в 100 км к северо-востоку от Вильнюса. В Положении о парке одна из его задач звучала так: «Создание эталонов образцового культурного ландшафта лесного, сельского и рыбного хозяйства» (цит. по: Николаевский, 1985, с. 73).

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что во всех случаях выбор мест под новые парки - это не стихийный процесс, а система четко сформулированных и столь же четко реализуемых принципов.

С одной стороны, упор делается на поиск уникальных (экстраординарных) объектов, имеющих общенациональное или даже международное значение (особенно это относится к США, где целый ряд парков получил статус объектов Всемирного наследия). С другой стороны, не менее важное значение имеет принцип репрезентативности, или максимального природно-ландшафтного представительства, который используется в качестве основного инструмента при планировании развития сети парков. Эта практика наиболее характерна для Канады, на территории которой выделено около 60 экорегионов, в каждом из которых планируется организовать свой национальный парк.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по экологии

Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в знач ...

Современное состояние особо охраняемых природных территорий Ровеньского района Белгородской области
Проблема поддержания экологического баланса, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия особенно актуальна для староосвоенных регионов с высокими антропогенными нагрузками, в час ...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок
Одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ «Об ох ...