История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом

Важно отметить, что первые парки (например, «Башкирия», «Забайкальский», «Прибайкальский», «Сочинский») создавались в значительной мере по так называемой классической, или североамериканской, модели, ориентиром в которой служат прежде всего наиболее девственные и живописные природные участки.

В этот период (середина 80-х гг.) во ВНИИ охраны природы и заповедного дела был разработан «Проект рациональной сети государственных заповедников и национальных парков СССР на период до 2000 г.», который содержал предпроектное обоснование размещения на территории России около 40 национальных парков. При этом за основу была взята схема физико-географического районирования страны, а разного рода социально-экономические факторы практически учтены не были.

Хронология образования национальных парков в Российской Федерации представлена на рис. 2.2.

Этап бурного расширения сети (1991 г. - 1994 г.)

Этот короткий, но весьма насыщенный и сложный этап в истории российских национальных парков совпал с переломным моментом в жизни страны, связанным с распадом СССР.

С одной стороны, это было время наиболее интенсивного роста числа национальных парков в стране, когда их создавалось по нескольку в год (к примеру, в 1991-м и 1992 гг. - по 5), и таким образом к концу 1994 г. их количество достигло 27. Среди образованных в этот период парков есть несомненные природные феномены («Паанаярви» и «Югыд ва»), есть и уникальные культурные ландшафты («Кенозерский», «Водлозерский» и «Русский Север»). Тем не менее, очевидно, что «звездность» национальных парков, созданных на этом этапе, уже не столь высока, как на предыдущем.

Более того, статус национальных парков получили некоторые участки, по своим характеристикам больше соответствующие природным паркам, то есть особо охраняемые природные территории регионального значения («Мещера», «Мещерский», «Орловское полесье», «Припышминские боры», «Чаваш-Вармане»).

С другой стороны, это было время, когда все российские особо охраняемые природные территории, включая и национальные парки, были вынуждены быстро приспосабливаться к новым условиям существования. Из-за охватившего страну глубокого социально-экономического и политического кризиса большинство задач, стоявших перед ООПТ, стали трудновыполнимыми. В данный период почти на всех основных направлениях деятельности национальных парков проявились серьезные практические проблемы, препятствовавшие прогрессу.

Одновременно произошли коренные изменения нормативной и правовой базы - она, по сути, стала формироваться заново, с учетом новых политических реалий, новых федеральных законов и нормативных актов и т. д.

Так, в 1993 г. Правительством России было принято «Положение о национальных природных парках Российской Федерации», которое заменило вышеупомянутое Положение о ГПНП от 1981 г

Затем появился «Перечень государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994 - 2005 гг.», утвержденный распоряжением Правительства России от 23 апреля 1994 г. № 572-р. Этот документ был составлен на основе «Проекта рациональной сети национальных природных парков России на период до 2005 г.», разработанного Союзгипролесхозом в 1993 г

Всего в Перечень было включено 42 перспективные территории общей площадью около 10 млн. га. В него вошли многие ценные участки, расположенные в разных уголках России, о необходимости преобразования которых в национальные парки говорилось уже давно как в специальной литературе, так и в различных проектных материалах

Рисунок 1.2. - Хронология образования национальных парков в России

При составлении Перечня были использованы следующие критерии отбора территорий: наличие уникальных или особо ценных и интересных природных и культурно-исторических объектов, комфортность биоклиматических условий, транспортная доступность.

Вместе с тем, в данном документе единый подход к формированию общероссийской сети парков так и не был четко сформулирован, а ряд важных критериев отбора территорий оказался упущенным. В итоге многие объекты были включены в Перечень без достаточных оснований, в то время как многие ценнейшие участки вообще не вошли в него. Например, в Перечне не было предусмотрено ни одного парка на Алтае (между тем, известно, что район горы Белухи позднее получил статус природного парка и Объекта Всемирного природного наследия). Не планировалось создавать национальные парки и на восточных склонах Приполярного и Северного Урала, и в Тоджинской котловине в Туве и в других уникальных и экзотических местностях.

Характерно, что в эти годы сформировался более широкий взгляд на национальный парк, то есть как на особо охраняемую природную территорию, призванную сохранять не только природное наследие и участки малоизмененной природы, но также разнообразные историко-культурные памятники, и даже более того - среду проживания местного населения в целом (включая поддержание традиционных форм природопользования и сохранение ценных культурных ландшафтов).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по экологии

Экологические проблемы цементного производства
Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Динамично развивающийся строительно-ин ...

Оценка экологической опасности осколков деления
Активность - мера радиоактивности какого-либо количества радионуклида, находящегося в данном энергетическом состоянии в данный момент времени. Загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных ве ...

Предложения по снижению экологического риска при эксплуатации котельной поселка Мирный
Экологический риск - совокупность рисков, угрожающих состоянию среды обитания и общественному благосостоянию. Природопользование, не выходящее за пределы допустимого экологического риска ...